Больше рецензий

Artevlada

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 декабря 2012 г. 05:33

515

5

Когда-то Бог дал человеку право выбора. На этом, собственно говоря, и строится сущность человека. Всю жизнь «мы выбираем, нас выбирают, …»
И вот который день я постоянно в мыслях возвращаюсь к сложной моральной головоломке, которую задал мне венгерский писатель Ференц Шанта в своём романе «Пятая печать». Честное слово, я чувствую себя учеником буддийской общины, которому дали коан (задачу, не имеющую рационального ответа, не решаемую с помощью обычной логики) и он должен отыскать решение. Думаю, рассуждаю. Не достичь бы состояния просветления, ради чего и даются коаны :-) …
Так вот, один из героев рассказывает притчу о беспредельно терпеливом страдальце-рабе Дюдю и не менее беспредельно жестоком тиране Томоцеусе Какатити. Тиран всю жизнь мучил Раба, отрезал ему язык, уничтожил его семью. Но Раб считал своим долгом безропотно сносить издевательства и выполнять рабские функции. В этом он находил смысл своей жизни. Он утешал себя тем, что никому не причиняет зла, и совесть его чиста. Тиран же полагал, что честно и справедливо выполняет свои функции в духе морали того времени и жестокость – одна из таких функций. Ему и в голову не приходило, что он делает что-то плохое, совесть его не мучила, да и слова-то такого он не знал. В конце притчи задается вопрос: «Представьте, что вы умрете через минуту. Но вы можете определить, кем станете в следующей жизни – Томоцеусом Какатити или Дюдю?»
И четыре основных героя книги - трактирщик Бела, столяр Ковач, часовщик Дюрица, продавец книг Кирай - простые обыватели оккупированного Будапешта в 1944 году не могут выбрать путь рабства, но и не могут одновременно согласиться полностью с тиранией и на протяжении всего романа решают эту проблему. Это люди со своими достоинствами и недостатками, они говорят об обыденных вещах, сиюминутных заботах, спорят, как правильно приготовить грудинку… Но эти пустопорожние беседы в трактире происходят на фоне ежедневного насилия нилашистского режима (венгерский аналог фашизма), на фоне войны, которая заставляет сделать переоценку ценностей, бьет по достоинству человека. И однажды Страшное из окружающего мира врывается в беседы четверых и обретает физическую реальность. По доносу всех четверых подвергают аресту.
Задача фашизма не уничтожить человека, а уничтожить в нем личность. И избитым, доведенным до крайности людям предлагается «счастливая возможность»: их выпустят на свободу в обмен на избиение полумёртвого человека, распятого на кресте, выступившего против режима. И вот здесь-то героям романа приходится делать выбор…
Чтобы не испортить впечатления и не ослабить эмоции при прочтении романа до конца – замолчу.
Добавлю только, что хорошо бы сначала посмотреть великолепный одноименный фильм (режиссер Золтан Фабри, 1976 г.) и после просмотра ответить на «безобидный» вопрос: Томацеус Какатити или Дюдю? И еще, роман заставил меня добраться до Откровений Иоанна Богослова о 7 печатях, без них сложно полностью уловить смысл названия романа.

Комментарии


Лена, спасибо, обязательно посмотрю сначала фильм.
А вы видели мой мэйл насчет Фаулза и эпизода, сходного по содержанию с кульминацией этой книги?


Инна, Фаулза я обязательно прочту. Спасибо. Ситуаций таких много. Но чаще писатель или режиссер не оставляют выбора зрителю или читателю, а здесь и в фильме , и в книге ситуация предполагает мыследеятельность читателя и зрителя, что меня и зацепило.


Тема выбора - одна из моих любимых в литературе. Уже занесла книгу в список на прочтение!
Спасибо, Лена, за интересную рецензию!))


Очень зацепило . Невероятно в тему жизненных обстоятельств- коанов; обязательно посмотрю и прочитаю . Спасибо .


А-а! Книга есть, оказывается. Вот только что получила возможность пересмотреть любимый фильм, а оказывается, и книга есть! Спасибо, какой новогодний подарок мне.


Приятно оказаться Дедом Морозом, с наступающим Вас!!


а для меня еще удивительным оказался предатель и его мотивы: обречь людей на смерть из любви к человечеству! тут католический фундамент книги выходит наружу совсем явно, внутренний монолог фотографа - "гордыня" как она есть.


Да-да, похоже так. 2 года назад как-то не подумала об особенностях отношения в католичестве к биоэтическим проблемам жизни и смерти человека.