Больше рецензий

12 декабря 2012 г. 17:24

961

5

Мой отзыв начнется минуткой досады. Вот представьте себе такую картину: приходит некий человек в книжный магазин. И видит этот человек книгу в черном цвете “Как гибнут великие. И почему некоторые компании никогда не сдаются” Джима Коллинза (Jim Collins ). Берет её в руки, смотрит пару секунд, а затем ставит на полку с мыслью: "Очередной американский трёп о том, как выйти из финансового кризиса". И не суждено человеку узнать, что под мрачной, черной обложкой скрывается великолепная бизнес-книга, читающаяся как детектив. Тут нам остается только погрустить о том, что дизайнеры, художники, работающие над книгой, частенько не учитывают психологии читателя.
Итак, вернемся к Джиму Коллинзу. Уникальная книга, включающая в себя огромное количество статистических данных и большое количество аналитических выкладок Собственно, книга представляет собой своего рода расследование, в котором автор пытается найти признаки саморазрушения и симптомы грядущего краха крупнейших компаний, которые проявлялись задолго до него. На мой взгляд, это куда полезнее бесчисленных «историй успеха».
«Цель нынешней работы - предложить читателям научный анализ механизма упадка великих компаний, даже тех, которые казались несокрушимыми, чтобы у руководителей было больше шансов избежать столь трагической судьбы», - пишет Джим Коллинз.
Преподаватель и автор трудов в области управления, руководитель лабораторией проблем управления, созданной для проведения исследований и консультирования руководителей компаний Коллинз анализирует судьбу 11-ти компаний, когда-то – гигантов, лидеров отраслей, которые, казалось, будут жить вечно. Анализу подверглись пары Addressograph и Pitney Bowes, Ames и Wal-Mart, Bank of America и Wells Fargo, Circuit City и Best Buy, HP и IBM, Merck и Johnson&Johnson, Motorola и Texas Instruments, Zenith и др.
Перефразируя первую строчку романа Льва Толстого «Анна Каренина» «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» Коллинз пришел к заключению, что путей упадка больше, чем способов достижения величия и, однако, сумел вывести пять последовательных стадий, приводящих к гибели компании. Это: высокомерие, порожденное успехом, неконтролируемое стремление к большему, отрицание риска и опасности, попытки спастись, капитуляция перед кризисом или гибелью.
«Гибели компании можно избежать, если вовремя обнаружить опасные признаки, — пишет Коллинз. — И пока вы не оказались на пятой, фактически гибельной стадии, этот упадок можно остановить».
Если вам нравятся конкретные данные из примеров корпорации, заканчивающиеся умными выводами, то книга определенно для вас. Причем, автор совершенно не читает нотации. «Я не хочу сказать, что руководители Merck были негодяями, стремившимися получить прибыль ценой жизней пациентов, или же, наоборот, что они — герои, отважно отозвавшие с рынка высокоприбыльный препарат, хотя их никто об этом не просил. Я также не считаю, что компания совершила ошибку, продвигая на рынок этот «хит»: Merck продвигала хит за хитом десятилетия подряд, часто с огромным успехом и большой пользой для пациентов. Скорее, речь идет о том, что Merck взяла на себя обязательства обеспечить столь быстрый рост, что Vioxx был обязан стать хитом — если бы препарат не оправдал возложенных на него надежд, компания расценивала бы это как необъяснимую неудачу.»
Коллинз на примерах от императора Августа до руководителя HP показывает, каким должен быть лидер компании, отмечая основные качества, как скромность, самоотдача, стремление учиться, отказ от показухи, подход к подбору команды. Руководители компаний смогут вывести для себя критерии отбора сотрудников. «Одно заметное различие между неправильными и правильными сотрудниками заключается в том, что первые считают, что «имеют работу», в то время как последние полагают, что «принимают ответственность».
Ошеломляющие истории успеха и падения не только компаний, но и людей, мелькавших в Forbes, Fortune и BusinessWeek. Ну, а кто-то, возможно, разглядит себя. “Отличительный признак посредственности — не отсутствие готовности меняться. Отличительный признак посредственности — хроническая непоследовательность.”
Если же, читатель – мечтатель, то книга научит относится к мечтам серьезно. Потому что реализация мечты – это инвестиции, но не все инвестиции срабатывают точно. «Амбициозные цели стимулируют прогресс, но крупные ставки, не подкрепленные эмпирическими свидетельствами или прямо противоречащие им, могут привести к гибели компаний, если только им не сопутствует редкая удача. А полагаться на удачу — не очень надежная стратегия».
Заканчивается книга поучительной судьбой Черчилля. Читатель тут, может подумать, ну вот, я знаю, как поступать теперь. Но автор и на этом не останавливается. Он оставляет открытым вопрос о том, что же такое неудача и успех. «Неудача — это не столько физическое явление, сколько состояние ума; успех — это когда падаешь и снова встаешь, и так без конца.»