Больше рецензий

Anastasia246

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 июля 2021 г. 10:22

1K

5

Книга не только для начинающих писателей-драматургов (хотя она и содержит при этом множество полезных и практических рекомендаций по написанию пьесы и разбор типичных ошибок при ее написании), но и для всех тех, кто, как и я, хочет научиться больше разбираться в искусстве, хочет развить в себе критическое мышление (книга дает к этому богатый материал) и желает увидеть иной, нежели чем свой, взгляд на литературу - взгляд строгий, беспристрастный и, думается мне, справедливый и логичный (ведь автор приведет в книге множество доводов в защиту своей точки зрения и буквально забросает читателя примерами отличных, хороших и посредственных пьес).

Порой суждения автора могут показаться категоричными. Как я уже сказала выше, он строг при разборе драматургических произведений (даже одна из моих любимых пьес - Юджин О'Нил - Траур - участь Электры (сборник) в его понимании так себе пьеса...), но вот в необъективности его точно упрекнуть нельзя: доводы всегда взвешенные, положения последовательно разъясняются по ходу глав и сам себе автор никогда не противоречит.

При чтении данной книги было интересно взглянуть на литературу словно чужими глазами и увидеть подтверждение моим собственным убеждениям или же, напротив, позволить себе в чем-то не согласиться с автором, поскольку каждый, как известно, имеет право на собственную точку зрения.

Так, например, с изначальным утверждением автора о том, что любое произведение (пьеса, роман, рассказ и т.д.) должно имеет определенную и четкую посылку, согласна безоговорочно (правда, я всегда называла это посылом:) - книгу без идеи читать трудно и непонятно зачем ее тогда читать)

Интересно рассказывает автор про конфликт, который должен быть выражен драматургом в пьесе. Пьеса, по его мнению, это "сгущенная реальность", события там более сконцентрированны и конфликт по идее должен развиться еще до того, как начинается само произведение, чтобы читатель сразу попал в гущу событий и пьеса его захватила - логично, тоже целиком согласна с этим утверждением.

Вполне справедливо автор замечает и то, что характеры и система их чувств персонажей должны развиваться постепенно и последовательно: не бывает такого в жизни, чтобы человек в одночасье изменился. И если драматург желает показать в своем произведении переход "от ненависти до любви", то это должно выглядеть примерно следующим образом: ненависть (гнев, ярость) - просто неприятие (без гнева) - отторжение - непонимание - равнодушие - возникающая симпатия - еще большее потепление чувств - и наконец любовь. Вот как-то так)

Вот с чем я полностью несогласна, так это с тем утверждением, что чем больше жизненных испытаний автор придумает для героя, тем пьеса читается увлекательнее (помнится и моя любимая Айн Рэнд говорила в свей книжке по писательскому мастерству: Айн Рэнд - Искусство беллетристики. Руководство для писателей и читателей ) Лично мне кажется, что пьеса в этом случае будет действительно более насыщена разнообразными событиями, но вот увлекательности и занимательности это произведению не придаст...

Несомненным плюсом книги для меня стало возникшее желание читать еще больше пьес (и перечитать старые - упоминаемого в книге "Тартюфа" читала в последний раз в седьмом классе:), глубже погружаясь таким образом в искусство драматургии, самостоятельно анализируя те или иные поступки персонажей и приемы драматурга - вот это оказалось действительно увлекательно.

5/5, книги по литературоведению тоже могут быть захватывающими)

Прочитано в рамках Урока литературоведения

Также прочитано в рамках игр Жанровые домики (Книжная страна) и Книжный экспресс (АРАБЕСКА)

Комментарии


книгу без идеи читать трудно и непонятно зачем ее тогда читать)

-Настя, а что ты думаешь насчёт того, что читатель сам должен привнести идею? Т.е. автор даёт возможность каждому читателю просто как в зеркало посмотреть в книгу и увидеть что-то личное)


Интересный вопрос и интересное мнение)

Т.е. автор даёт возможность каждому читателю просто как в зеркало посмотреть в книгу и увидеть что-то личное)


Мне кажется, что это справедливо только в отношении опытного читателя - начитанного читателя с большим жизненным и читательским опытом. Остальным же (вот мне, например) в книге все равно нужны какие-то ориентиры. И я сейчас даже не про пресловутое "что хотел сказать автор" - тут действительно каждый может увидеть что-то свое, глубоко личное. Я больше про то, зачем автор написал то или иное произведение. На что он хотел сподвигнуть своего читателя. Хотел ли он его просто занять на время, рассмешить, порадовать, заставить поразмыслить над непростыми вопросами, удивить, сделать лучше его и весь мир...

А так-то да - соглашусь: писатель пишет одну книгу, а получаются миллионы книг (по числу прочитавших ее), ведь каждый прочел в ней что-то свое.

Спасибо за вопрос)


Настя, спасибо за познавательную рецензию! Книгу не просто добавила в хотелки, но уже и скачала)) Надеюсь найти интересные подходы и "рабочие инструменты" к анализу пьес.


Спасибо за добрые слова) Надеюсь, книга понравится, как и мне)