Больше рецензий

21 июля 2021 г. 13:47

648

1.5 Петля предателя

Стоит давать людям второй шанс. Но третий – никогда. 2 лета назад я освоил номинанта на «Большую книгу» - роман Сенчина «Дождь в Париже». В целом – остался расстроен потраченным временем, подробнее можно прочитать в рецензии. Время идёт, книги пишутся и читаются, и вот новая книга Сенчина попадает в длинный список «Большой книги» уже на 2021-ый год. И я подумал, а может, попробовать? Вдруг этот блин окажется лучше, тем более, тут не роман, а сборник рассказов и небольшая повесть. А вдруг короткая проза действительно выходит лучше и этот сборник зайдёт?
«Немужик». Провинциальный город, паренёк, которого никто не любит с самого детства, а он вот такой добрый и милый. Опять Андрей Топкин? Нет, этот вроде не такой, переехал в другой город, там тоже остался один, но зато не остался нормальным. Выучился, придумал прорывную идею, разбогател, домой раз в год по обещанию. Выдохнули. Зря! Ибо следом на нас начинает сыпаться боль и ненависть. Ибо мама его держит дома настенные ковры, а он же весь такой современный и в гробу эти ковры видел. Как и в принципе всё советское, включая многоквартирные дома, которые до сих стоят и мешают ему дышать своим серым цветом. А брат не любит гей-парады, и это тоже ООООООЧИНЬ плохо, он тоже отсталый. И такие они плохие, не хотят менять жизнь, к которой привыкли на его радужный мир.
«А папа?». Здесь нам расскажут о семье, где мама ищет очередного папу для ребёнка, потому что прошлый – «козёл». Рассказ небольшой, в основном описывается «отпуск» мальца в деревне у бабушки. Я знаю такие семьи, там другие имена, но суть та же. И знаете, что? Рассказ мне понравился, и редкая вещь - раскаяние – там поселилась. Не всегда в реальности это случается вовремя, пусть хоть тут будет!
«Сюжеты». Студент после невесть какой пересдачи получает заветный зачёт. Отличное начало для рассказа, хорошо передан образ доброго преподавателя, которой жалко таких вот «дубов». Ждём продолжения, и .. его нет! Какой-то кусок текста, как эти дубы куда-то ездили, там перепили и счастье прохлопали. Множество диалогов «А чё?» - видимо, для того, чтоб современно и разговорно выглядело. Правда, эти «дубы» - будущие писатели, и могли бы, наверное, отличаться от деревенского быдлища, но что есть, то есть. Наверное, дипломные работы у них такие же. А самое главное, что этот рассказ написан «дубом».
«Очнулся». Хорошая тема, похоже на героя первого рассказа, только здесь героя родители любят и он с удовольствием к ним приезжает. Но тоже сноб, конечно. А в райцентре, разумеется, люди простые и душевные, но на редкость дремучие, всегда пьяные, грубые и вообще «фу такими быть». Однако, раз в год(ладно, раз в 20) и палка стреляет и до этого человека наконец-то дошло, что не вращается вокруг него мир и надо снимать свой парадный мундир и спускаться к людям.
«Ты меня помнишь?». Здесь снова Андрей Топкин! Тот трижды был женат, спал так вообще со всем, что движется, и этот такой же. А что по профессии учитель – ну, учитель тоже свои слабости имеет. Ну и что, что кроме слабостей вообще ничего? И мотается он из города в город, нигде осесть не может дольше, чем на 3 года. А время идёт, старость близко, а он.. Как в той песне «И вот он приплыл – ни дома, ни друзей, ни врагов». Да и на кой ляд кому-то такой друг?
«Долг». Рассказ автобиографический, Сенчин с дочерью едет поглядеть на быт археологов. Казалось бы – проще некуда, не нужно ничего придумывать, добавлять персонажей, какой-то обоснуй для их действий. Просто пиши, как съездили, что видели, о чём разговаривали – и готово. У другого автора – возможно. А здесь как обычно. Событий не густо – с обрыва не летели, под ливнем колёса не бортировали, гималайского мишку не встречали – а знаков набить нужно. Сенчин повторяется, порой просто разводит словоблудие.

спойлер
Мы все молчим. Молчание не давит — просто слова сейчас не нужны. Я вот думаю об одном, Лера — о другом, остальные тоже в своих мыслях. Хорошо.
Не двигаемся, не ёрзаем. Лишь Белый время от времени слегка покручивает руль, отводя колёса от ям или острых камней, да Рома, когда «японку» всё-таки встряхивает, поправляет стоящий у него между ног пакет с бутылками.
Стрелка спидометра покачивается между двадцатью и пятьюдесятью километрами. По песку и глине машина бежит быстрее, по рёбрам плитняка крадётся.
Сколько мы уже проехали по этому просёлку? Спрашивать не надо, подумают — надоело. Хотя да,мне слегка надоело
В палатке нас встретила... Вот опять: напишу «встретила девушка лет сорока» — будет смешно. Напишу «женщина лет сорока» — представится именно женщина. А она выглядела как девушка, но ей было явно сорок или за сорок... Таких девушек-женщин теперь много. Подтянутые, сохраняющие следы девичьей свежести, отсвет юности. Впрочем, будь мне не сорок пять в момент нашей встречи, а лет двадцать, я бы вряд ли сомневался, как её обозначить. Штампанул бы: «сорокалетняя сухощавая женщина». Теперь же приходится задумываться, выбирать, делать такие вот нелирические отступления.
свернуть

Камеральщик Ира, как и герои других рассказов, конечно же, несчастна, смотреть на эту романтику не может, столько лет подряд одно и тоже. А уехать никак – долг, передать экспедицию некому. Бывает такое. И передать некому, и устать можно даже от моря, если год безвылазно жить на острове. Полагаю, безысходности тут Сенчин таки добавил, герои-де безвольные, одинокие, а он вот такой молодой, все о нём шушукаются в лагере. Но это ещё полбеды. Не меньше пяти раз возникает в тексте ожидание скуки.

Я поглядывал на Леру, боясь, что она заскучает, скуксится. Этого не хотелось. Кажется, я почувствую её приговор: «Твоя родина, папа, отстой».

Послушай, ты, старый ворчун! Если тебе скучно, это не значит, что скучно всем! Я как-то говорил, что автор не любит своего героя. Ничего не изменилось, он по-прежнему не любит своих героев, даже свою дочь.
Часто можно прочитать, что Сенчин пишет «мужскую прозу». Ой ли? Действующие лица – сплошь нытики и бесхребетники (исключение – Юрик, но он ребёнок, ему можно), атмосфера гнетущая, повсюду сквозит ненависть к прошлому, города серые, население – исключительно жлобы. Это не мужская проза, это – блог «лентача».
На этом я решил забить на рассказы и почитать заглавную повесть. Я был вознаграждён сполна, ибо это как два разных мира. Наконец-то попался лирический герой, которого Сенчин любит. И это Аркадий Бабченко. Конечно, герой носит другое имя и фамилию, но всем всё понятно. Вот где развернулся он во всю ширину – так в этой повести. Именно она и позволила занести мистера Сенчина в список не просто авторов скучных, но предателей.
Никто не говорит, что нельзя писать про тиранов, злодеев, просто неприятных личностей. Писать можно и нужно, Герострат не должен быть забыт. Вопрос в том, как писать. Можно написать про Гитлера, упомянув о его художественных способностях, о том, как он располагал к себе людей, процитировать его речи или «Майн капф», но при этом не забывая ни на миг, что именно он был причиной гибели миллионов людей. А можно всё то же самое, но соглашаясь с ним, временами вкидывая шуточки и предлагая читателям «кинуть зигу». Сенчин пошёл вторым путём.
Можно спорить, был ли Бабченко свиньёй или не был. Были у него основания фонтанировать ненавистью или это трешток просто лучше всего продаётся. Если бы Сенчин просто рассказывал а-ля наблюдатель, дополняя текст цитатами из блога или выступлений Антона-Аркаши – то это одно. Но когда прямым текстом сказано

спойлер
Наверняка нынешнему режиму в России на фиг не нужны Крым и Донбасс с Луганщиной.
и
Хотел добавить, что Прагу спасли солдаты армии Власова, которых потом или расстреляли, или отправили в лагеря, но сдержался.
и
активный персонаж, который создал несколько молодёжных движений, помогавших власти, гонялся по Москве за послом Эстонии во время истории с Бронзовым солдатом, безустанно искал врагов. Таким врагом оказался и Антон.
свернуть

то сомнений быть не может. Это полная поддержка и согласие, всеми швабрами души и до последнего вздоха. Это всецелая поддержка не только героя, нет. Это вскинутая вверх рука за власовцев, это поддержка фашизма (Бронзовый солдат ему мешает, а Прагу освобождали не маршал Конев, а РОА). И конечно же, как принято у «прогрессивных»,

А российская власть.. в Крым мгновенно ввела войска, быстро провела референдум и включила в состав России. Помогла сепаратистам укрепиться на большей части Донецкой и Луганской областей. Украина попыталась их вернуть, и это переросло в многолетнюю войну, конца которой не видно...

Плохая страна, развязала войну на бедной маленькой Украине, превращающаяся в концлагерь, свободы слова нет, истории нет, всё плоХА. И ещё, знаете, что. При написании рецензии мне порой сложно было понять, где цитаты Антона-Аркаши, а где авторский текст. Вряд ли дело в вёрстке, просто они сливаются.

Подвожу итог. Если я до чтения «Петли» думал, что Сенчин просто неважный автор, то этот том меня убедил – Сенчин ещё и редкостная свинья. Из семи рассказов хороших – один, ещё три – серединка на половинку. Бедность языка лезет изо всех щелей, Роман откровенно частит с фамилиями героев, как бы желая запихать под одну обложку всех знакомых, которые хоть раз чем-то не угодили и отомстить им хотя бы так, ославить на всю страну, какие они все пьяницы, лентяи и грубияны. Или просто привычка писать для аудитории блога, которая текст больше 2 абзацев удержать в памяти не может, и потому надо постоянно напоминать, что фамилия друга – Седых. Да ещё штампы и откровенное словоблудие не даёт им вырасти во что-то красивое, а ведь идеи были интересными. Итого 2,5/7. И только единичку я могу выдать за этот пасквиль, 1/5. Суммирую: 3,5/12. Для «двойки» нужно 4.