4 января 2013 г. 00:05

241

5

История Клеопатры – это история бесстыдной и восхитительной дерзости.


67fde6c78c1215d0a2b24c3f719c2e9fb2d7ab13

Личность Клеопатры одна из самых известных и загадочных в истории, она порождает множество вопросов, ответы на которые не всегда находятся. Древние римские историки вылили много грязи в сторону царицы, называли её распутницей, демоницей, обвиняли её во владении колдовством, а так же любовными чарами, с помощью которых она якобы собиралась захватить Рим. Свободные женщины всегда были не в почёте, особенно когда они ещё обладали недюжинным умом и величайшим багажом знаний. Древним римлянам было легче принять «правду» о магической силе, нежели об уме и способностях к размышлению у женщины. Для римлян они были не больше чем кухарки, уборщицы и роженицы, в то время как на Востоке женщины могли править страной и отлично обходиться без мужей. Безусловно, Клеопатра испугала римлян и породила кучу сплетен, судачеств, выпадов, обвинений в её сторону, для них она была не более чем «коварной соблазнительницей», но, тем не менее, для своей страны она была новой богиней женственности и материнства, новой Исидой, спасительницей, которая возродила славу династии Птолемеев и Египта, царицей, которая всячески заботилась о своём городе и о своей стране, женщиной, которая не побоялась кинуть вызов чопорным жителям Рима.

Стейси Шифф проводит нас сквозь дебри сплетен и предрассудков, смотрит на события беспристрастно, опираясь только на факты, а не на эмоции, которым были подвластны древние историки. Она не навязывает своего мнения, она просто старается собрать все утверждения воедино и рассортировать на правдивые и ложные, хотя и говорит, что это сложно, но всё равно:

Правда в том, что царица была преданной и любящей дочерью, патриоткой и заступницей своего народа, храброй женщиной, жесткой правительницей с крепкими нервами, гениальной актрисой. Неправда, что она построила Александрийский маяк, умела превращать железо в золото, была идеалом женщины (Готье), мученицей любви (Чосер), «глупой девчонкой» (Шоу), богородицей. Коптский епископ седьмого века назовет ее «величайшей из царственных женщин». Станут говорить, что она умерла из за любви, но это тоже неправда. К ее образу станут обращаться Микеланджело и Жером, Корнель и Брехт. Ренессанс сделает ее своей иконой, романтики будут от нее без ума. Ее история вдохновит самого Шекспира на создание удивительной пьесы, образца подлинной поэзии, третий акт которой, тот, где нет Антония, предстает восторженным гимном свободной женщине. Это по его вине египетская царица Клеопатра Седьмая навсегда растворилась в александрийской знойной дымке, исчезла под лавиной римской пропаганды и возродилась в образе Элизабет Тейлор с ясным фиалковым взором.

Комментарии

Интересная штучка эта Клеопатра) Давно собираюсь почитать, что пишут о ней вот в этой книге. Слушала отрывки. Хороша, говорят, была дамочка. Красавица, умница, соблазнительница. Ну, не без греха, конечно. Сестрицу убила. глазом не моргнув. А так очень заботилась о своем народе))

0 04.01.13

Дааа ещё какая:) кстати, миф о её неземной красоте рассыпался одним из первых во время знакомства с этой книгой)
а на счёт сестрицы, то в общем-то всем правителям с другими особенно церемонится не приходилось, даже с родственниками, либо ты их, либо они тебя:)
а вообще интересная книга, теперь буду почаще нехудожественную литературу почитывать:)

0 04.01.13