Больше рецензий

25 июля 2021 г. 15:27

269

4 К очеркам

Сборник «Очерков по истории русского искусства» даёт полные представления об отечественном искусстве, начиная с древнерусского изобразительного и искусства и заканчивая искусством на рубеже 19 и 20 веков. Во введении авторы сборника сразу дают понять, что данный труд является ‘попыткой представить всю историю русского искусства с позиции марксистско-ленинского понимания исторического процесса’, поэтому не стоит ждать от этой книги эстетических возгласов и эстетического  анализа величайших достижений изобразительного искусства.
Первый очерк «Древнерусское изобразительное искусство», представленный М. В. Алпатовым, советским искусствоведом и доктором искусствоведения, включает в себя «искусство восточных славян», «искусство киевского государства», «искусство эпохи феодальной раздробленности», «искусство эпохи возникновения московского государства», «искусство эпохи образования феодальной монархии конца 15 века», «искусство эпохи феодально-абсолютистской монархии 17 века» и «историческую оценку древнерусского искусства».  Автор с соответствующим советским атеистическим взглядом описывает величайшие достижения религиозного искусства ‘русского средневековья’, но не утрачивает субординации по отношению к заявленной теме.
Очерк «Искусство 18 века», представленный Н. Н. Коваленской, для которой искусство 18 века является наиважнейшим профессиональным интересом, включает в себя следующие разделы: «Искусство начала 18 века»,  «Искусство середины 18 века», «Культура и искусство второй половины 18 века», «Живопись второй половины 18 века», «Русская скульптура второй половины 18 века». Автор с особым интересом повествует о характерном для данного века феномена портретной живописи и приводит в пример биографии и работы величайших портретистов 18 века: Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского и др. Помимо этого, величайших скульпторов того времени: Э.-М. Фальконе, Ф. И. Шубина.
Следующий очерк Н. Г. Машковцева, заслуженного деятеля искусств РСФСР, «Искусство первой половины 19 века» повествует о зарождении русской школы живописи и академизма как основного направления в искусстве  на протяжении многих лет. Отдельное внимание здесь уделено таким великим скульпторам и живописцам, как И. П. Мартос, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов, К. П. Брюллов, А. А. Иванов и многих других.
Наибольший интерес вызывает следующий, самый объёмный очерк А. А. Фёдорова-Давыдова, величайшего советского искусствоведа. Здесь всё внимание уделено стилю ‘реализм’ и феномену художников-передвижников. Автор с подробностью описывает работы корифеев русского изобразительного искусства, которые известны во всём мире: В. Г. Перов, В. В. Пукирев, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, В. Е. Маковский, В. В. Верещагин, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, И. И. Левитан и многие другие.
Завершающий очерк сборника «Искусство на рубеже 19 и 20 веков, написанный Н. И. Соколовой, самый противоречивый и неоднозначный. Автор на протяжении всего повествования не скрывает своего неприятия к искусству декаданса, символизма, импрессионизма, мирискуссникам и всем остальным, кто отошёл от норм реалистического искусства. Несмотря на это, отдельного внимания заслуживает анализ творчества В. А. Серова, С. А. Коровина и Н. А. Касаткина.
В целом данный сборник носит весьма познавательный характер. Это выдающийся труд советских учёных-искусствоведов, который наверняка был первым из тех, что может претендовать на полную картину отечественного искусства для советских людей, профессионально не интересующихся искусством, того времени.
Сборник был выпущен в 1954 году издательством Академии Художеств СССР под редакцией члена-корреспондента Академии художеств СССР профессора Н. Г. Машковцева, одного из авторов данной работы. Интересно, что тираж составлял 10 000 экземпляров. Бумага глянцевая, сборник богат чёрно-былыми иллюстрациями.

Комментарии


"ПРОФЕССИОНАЛЬНО НЕ интересоваться"))