Больше рецензий

27 июля 2021 г. 21:38

566

3.5

Наименее понравившаяся из всех прочитанных мною книг Трейси Шевалье - эта четвёртая после "Последнего побега" , "Девушки с жемчужной сережкой" и "Прелестных созданий" . Впрочем, как оказалось, "Дева в голубом" - первая из опубликованных книг Шевалье, а последующие стали - по крайней мере на мой вкус - сильнее.

Не понравилась мне в первую очередь перекличка между временами. В книге две сюжетные линии и две главные героини: Изабель Турнье, в девичестве дю Мулен, жила в 16 веке, а Элла Тёрнер, переехавшая во Францию и вернувшая себе фамилию Турнье, на 400 лет младше. Жизнь Изабель полна опасностей и лишений. Её семья стала гугенотами, им пришлось бежать из Франции в Швейцарию, а её саму все считают ведьмой. Элла рассказывает о себе от первого лица, и всех горестей у неё - жители провинциального французского городка не принимают её, американку, да сны ей снятся страшные. Однако, как выясняется, между женщинами немало общего.

Я вообще не очень люблю книги с такими перекличками. Этот приём стал очень популярным в современной литературе, и, честно говоря, стал раздражать. Но здесь есть и дополнительные моменты, которые мне не нравятся. Во-первых, слишком много мистицизма. Ах, голубой цвет, ах, я слышу звук, ах, мы так похожи! Хочется воскликнуть: не верю! И во-вторых, из-за постоянных переключений между линиями возникает в какой-то момент ощущение, будто Элла и её друзья знают много подробностей о жизни Изабель. Между тем всё, что они могли найти, это список имён - да, определённые выводы он позволяет делать, но не такие уж глубокие - и собственно, главная находка, но она тоже не слишком много может рассказать о жизни Изабель. И в конце становится непонятно, откуда мы знаем так много об Изабель: это абстрактный автор рассказал (и подразумевается, что так и было) - или Элла сочинила, а тогда это уже совсем другая история.

Эти моменты отчасти испортили мне впечатление от книги. Однако если рассматривать историю Изабель отдельно, то она производит очень яркое впечатление. Иногда я думаю о том, что лучше бы в школе изучали не парадную историю - кто царствовал, кто как воевал, что открыл, присоединил и кто на ком женился - а историю быта. Как быстро люди забывают суровые времена! Сейчас уже многие живут словно в иллюзии, что все блага 21 века были с нами давно. Многие не помнят, что было в середине 20 века - что уж говорить про 16-й. Просто на минуточку представить себя в тех условиях - и то жутко. 2020-й год - худший год в истории... Как же это смешно, если помнить о том, что приходилось переживать людям в течение веков.

И конечно, феминизм. Очень легко его критиковать с позицией дней сегодняшних, когда есть иллюзия, будто всё уже хорошо (хотя это вообще не так). Трейси Шевалье показывает судьбы разных женщин - в разных странах, в разные эпохи. Но идея одна: никому из её героинь ничего не достаётся просто. Все они вынуждены биться не то, что равные какие-то права с мужчинами, а просто даже за крохи этих прав. Всё, что мы имеем сейчас, завоёвано бесконечными страданиями этих женщин, их жесточайшим бесправием.