Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 июля 2021 г. 17:27

3K

4.5 Лицо и изнанка безумия

Далёк от совершенства
Их жалкий род, но жаждет он его
И в помыслах своих стремится к благу.

Данте, «Божественная комедия»

Трудно подобрать менее соответствующую данной пьесе цитату, чем та, которую я привела выше. Высказывание Данте находится в почти идеальной дисгармонии с фундаментальным посылом «Калигулы». Или всё же дисгармония не так идеальна?
Калигулу, при всех его многочисленных грехах, нельзя обвинить в том, что он в помыслах своих стремился к благу. И как он может его желать, если он отрицает само понятие блага? Но обо всём по порядку.

Небольшое по объёму произведение Альбера Камю рассказывает о том, что привело древнеримского императора неславной памяти к насильственной смерти, организованной группой заговорщиков. Образ центрального персонажа рельефен и не лишён некоторого специфического обаяния.
Одно из определений абсурда по Камю гласит: «Абсурд – это чувство, которое испытывает человек, столкнувшийся с отсутствием смысла своего существования».
Похожее происходит с Калигулой, у которого больше нет целей и желаний, кроме одного, заведомо неосуществимого. Император хочет получить луну с неба. Только в этом случае он, возможно, рассмотрит вариант возвращения к «нормальности». Не будет спойлером сказать, что чуда не случится, и никто не отнимет у неба его ночного светила.
Сразу отмечу, что впечатлило меня больше всего. Тексту, вопреки всепроникающему абсурду, присуща внутренняя логика. Достаточно посмотреть на первое действе пьесы. Так, мы узнаём о потенциальной причине безумия Калигулы. Он был стандартным императором, «неопытным» и «щепетильным», до того, как умерла его любимая Друзилла. Это событие, по мнению патрициев, открыло шлюзы в сознании Калигулы. Воды безумия, умноженного на чувство вседозволенности, грозят затопить самого императора, но до этого они рискуют поглотить всех вокруг. То есть автор одновременно рисует мир, свободный от логики, и предлагает относительно правдоподобное, можно даже сказать рациональное, объяснение резким изменениям в психологии и поведении персонажа.

Калигула жесток, его поступки безумны в том смысле, что они лишены какого-либо смысла (простите за тавтологию), но невольно может промелькнуть мысль, что другие персонажи ненамного лучше неадекватного императора. В пьесе раздаётся голос в пользу этого мнения. Геликон, всецело преданный Калигуле слуга, который «слишком умён, чтобы думать», защищает своего хозяина.

Кай не вел со мной бесед. Он просто освободил меня и взял во дворец. И тогда у меня появилась возможность как следует разглядеть вас, добродетельных. И я увидел, как вы невзрачны и какой пресный дух распространяете вы, вы, которые никогда не страдали и не рисковали ничем.

Одна из тем пьесы связана с противопоставлением яркой личности деспота и серых, малопримечательных персонажей.
Калигула бросает вызов логике, судьбе, самим богам, чьё место он не просто хочет занять, но стремится превзойти их в своих возможностях. Для реализации этого в распоряжении императора неограниченная власть. Но в мире, где царствует абсурд, разница между деспотической властью и рабским положением незначительна. Калигула осознаёт это. Его беда в том, что он слишком хорошо всё понимает. Ноша понимания в чём-то сродни камню, который Сизиф должен был вечно катить на гору.

Калигулу можно назвать нетипичным тираном. Он склонен к рефлексии. Ход его мыслей даже по-своему рационален, если принять, что в его основе лежит принцип абсурдности всего сущего. Нарисованный портрет императора должен одновременно очаровывать и пугать, больше второе, чем первое.
Пьеса символична, но в ней много мыслей, которые вполне соотносятся с обыденной реальностью.

Керея. Я сказал тебе: я считаю, что ты приносишь вред. Я люблю безопасность. У меня потребность жить в безопасности. Большинство людей подобны мне. Они не способны жить во вселенной, где самая причудливая мысль в единый миг может стать реальностью. Я тоже, я не могу жить в такой вселенной. Я хочу сам распоряжаться собой.

Керея озвучивает вполне здравые истины, с которыми многие сегодня могли бы согласиться.
В этой, казалось, абсурдной вселенной можно услышать и другие разумные сентенции.
Часть исходит от самого Калигулы.

Но я не сумасшедший, более того, я никогда не был так разумен, как сейчас. Просто я вдруг почувствовал потребность в невозможном. Вещи, такие, как они есть, не устраивают меня.

Калигула понимает, как жестоки могут быть глупость и тщеславие.

Она [глупость] беспощадна, Цезония. Она беспощадна, если ее оскорбить. О, меня убьют не те, у которых я казнил сыновей и отцов. Эти меня поняли. Они со мной. У них тот же привкус во рту. Но другие! Те, кого я высмеивал, над кем издевался - я беззащитен перед их тщеславием.

Император из тех безумцев, которые в своём неистовстве иногда приближаются к мудрецам. Им уже нечего терять, все ведь знают, что они алогично кровожадны. Это может дать свободу, или скорее иллюзию таковой. Калигула заявляет, что «во всей Римской империи свободен один он», потому что он, в отличие от остальных, познал бессмысленность мира.
Но, возможно, ему придётся скоро убедится, что эфемерная свобода, как и все остальные понятия, лишена смысла.
Всё это не мешает императору многократно брать на себя функции Фатума.

Судьбу нельзя понять - поэтому я творю судьбу. Я принял личину богов, глупую и непостижимую.

Но он знает, что обречён и не пытается что-то предпринять. Какой в этом смысл? Должно быть, жизнь уже давно стала для него невыносима, и он втайне желает, чтобы рок быстрее его настиг.

Как мы уже убедились, сознание Калигулы пропитано абсурдом. Оно соткано из противоречий. Император, казалось, отрицает всякую логику в подлунном мире, но одновременно тяготеет к ней, пытается нащупать точку опоры, ухватиться за. Калигула, который декларирует полную независимость своих решений как от какой-либо морали, так и от законов, временами всё же ищет понимания окружающих. Иначе зачем ему в некотором роде оправдываться перед Сципионом? Калигула объясняет поэту, отца которого он велел убить, что он, император, сберёг множество жизней, отказавшись от ведения нескольких войн. И он избегает войн, потому что ставит человеческую жизнь выше идеала завоевания, хотя и не выше, чем собственную жизнь. В своём самоанализе Калигула заходит так далеко, что заявляет: «нет, чем больше я размышляю, тем больше убеждаюсь, что я – не тиран».
Автор не раз по ходу пьесы окунает читателя в мутную воду политики и присущего ей лицемерия.
Калигула, по выражению античного историка Светония, чудовище, но он открыто заявляет о своей монструозности. Существуют другие рассудительные «монстры», которые притворяются добродетельными и пекущимися о всеобщей пользе.

Решив доказать, в первую очередь самому себе, что он свободен от всего, Калигула рвёт последнюю ниточку, связывающую его с человеческим миропорядком.
Он избавляется от единственного человека, к которому он мог испытывать отголоски привязанности и который мог умерить его жестокие выходки.
Вокруг меня все меньше и меньше людей <…> Слишком много мертвых. Это опустошает. И даже если мне принесут луну, мне уже не вернуться назад, к тому, с чего я начал. И пусть даже мертвые вновь встрепенутся под нежным лучом солнца, земля не поглотит совершенных убийств. Логика, Калигула! Нужно следовать логике. Власть до конца. Одиночество до конца. Назад не вернуться. Нужно идти, пока все не окончится само собой.

Вскоре Жизнь, бессмысленная и беспощадная, сыграет последний акт с участием Калигулы, после которого он войдёт в Историю - порой такую же иррациональную и лишённую милосердия... Занавес.

В заключение скажу, что, несмотря на описываемые ужасные события, пьеса ироничная и нетяжёлая для восприятия.

Encinesnowy Алёна, спасибо тебе за "волшебный пинок")

Комментарии


Только в этом случае он, возможно, рассмотрит вариант возвращения к «нормальности». Не будет спойлером сказать, что чуда не случится, и никто не отнимет у неба его ночного светила.

Ник.. а может Калигула выбрал Луну, потому, что знал, что не достанет её?
Это ведь латентный вид самоубийства блага в себе и порыва.
Но и ощущение крыльев блага, во всё ширину.
Это тоже трагедия..

Калигула жесток, его поступки безумны в том смысле, что они лишены какого-либо смысла (простите за тавтологию), но невольно может промелькнуть мысль, что другие персонажи ненамного лучше неадекватного императора. В пьесе раздаётся голос в пользу этого мнения. Геликон, всецело преданный Калигуле слуга, который «слишком умён, чтобы думать», защищает своего хозяина.

Ник, а тебе.. мельком, краешком мысли, приходил на ум образ Гамлета, во время чтения пьесы?)

Его беда в том, что он слишком хорошо всё понимает. Ноша понимания в чём-то сродни камню, который Сизиф должен был вечно катить на гору.

Просто чудесно подметила. Люблю в твоих рецензиях такие тонкие мысли)

Калигулу можно назвать нетипичным тираном. Он склонен к рефлексии.

Ох, Ника... а если бы мы дали Калигуле почитать эту пьесу?)
Вот бы он улыбнулся... и что бы сделал с едкой улыбкой с тем, кто дал ему эту книгу?)
Это ведь.. искушение. Вот так вот войти с факелом рефлексии в душу другого. Историки этим грешат. Но у Камю иное.

Император из тех безумцев, которые в своём неистовстве иногда приближаются к мудрецам.

И снова Ника во всей красе)
Ну, и Калигула)

Но он знает, что обречён и не пытается что-то предпринять. Какой в этом смысл? Должно быть, жизнь уже давно стала для него невыносима, и он втайне желает, чтобы рок быстрее его настиг.

А это может вообще... рефлексия и природа зла и тьмы на Земле? Усталость от себя и желание покоя? Но.. всемирного.

Давно читал эту пьесу. Чудесная..

Спасибо за очаровательную и тонкую рецензию, Ника)
Хорошего, лунного вечера)


а может Калигула выбрал Луну, потому, что знал, что не достанет её?

Да. Специально сделал такой выбор, чтобы уже наверняка кто-нибудь ненароком не смог исполнить его желание.

мельком, краешком мысли, приходил на ум образ Гамлета, во время чтения пьесы?)

Саш, о Гамлете вроде не думала... но у меня создалось впечатление, при том почти с самого начала, что Камю создал альтернативного, так сказать художественного Калигулу. Исторический прототип его интересовал мало. Подумалось, что похожий образ мог получиться у Шекспира, если бы он писал пьесу о Калигуле... Но сейчас вспомнила, что вроде Камю, когда его спросили "А Вы писали об историческом императоре?", ответил, что да.

Усталость от себя и желание покоя?

Очень верно подметил. Мне тоже подумалось про вековую усталость.

Чудесная.

Да! И читается с большим удовольствием)

Саша, тебе большое спасибо за такой очаровательный комментарий!) Приятных выходных с лунными нотками :)


Так, я в который раз пишу с телефона , а у него, как водится, бывает та ещё отсебятина, если не проверил перед отправкой, то потом лучше не перечитывать - страшно)) так что если что - понять и простить)

Ника, рада, что ты добралась до этой пьесы в том числе и благодаря мне) раньше мне казалось, что я не захочу её перечитывать, несмотря на то, что это пьеса, которая впечатлила меня более всего. А сегодня думаю, что даже хочу снова вернуться к душевным метаниям Цезаря. Не хотелось бы говорить, что мысли его мне близки, но понятны - это точно. Стоит только вдуматься в суть всего, как это все становится пугающе бессмысленным. Но инстинкт самосохранения блокирует у человека способность слишком глубоко и надолго погружаться в подобные мысли, а вот у Калигулы этот основной инстинкт словно бы отказал.

Пьеса для меня очень красивая какой-то особой красотой трагедии мыслящего человека. Она густая и душная для меня, легко она мной не воспринималась)


то потом лучше не перечитывать - страшно))

Я всё прекрасно понимаю и знаю на своём опыте)) Не стоит даже думать о таких мелочах))

рада, что ты добралась до этой пьесы в том числе и благодаря мне)

Я тоже рада, что наконец до неё добралась)

Стоит только вдуматься в суть всего, как это все становится пугающе бессмысленным.

Эта мысль мне тоже понятна... поэтому большинство и не вдумываются, что также понятно.

а вот у Калигулы этот основной инстинкт словно бы отказал.

Да, так бывает, что властная естественная потребность самосохранения даёт сбой. Это я тоже могу понять... в случае с Калигулой и тем, какова была его жизнь (в трактовке Камю), тем более можно понять.

Она густая и душная для меня, легко она мной не воспринималась)

"Густая" и "душная" - меткие определения.
Я бы не сказала, что воспринимала пьесу легко. Но нашла её далеко не такой душной и мрачной, как думала изначально. Тот же "Цезарь" Шекспира показался мне тяжеловеснее... но, конечно, восприятие всегда дико субъективно.
Пьесу хочется разобрать на цитаты. В самой бессмысленности и обречённости всего в мире есть какая-то грустная и местами невыносимая лёгкость бытия, с которой многие жили и живут. Читаешь и хочется сказать c'est la vie.

Алёна, благодарю тебя за внимание и ещё раз спасибо за мотивацию прочитать прекрасную пьесу Камю)


Я всё прекрасно понимаю и знаю на своём опыте)) Не стоит даже думать о таких мелочах))

=))

Да, так бывает, что властная естественная потребность самосохранения даёт сбой. Это я тоже могу понять...

Но почему-то есть люди, которые более беззащитны перед этой мыслью..Однако, мне кажется, что большие достижения в жизни имеют началом именно эту особенность мышления.

Тот же "Цезарь" Шекспира показался мне тяжеловеснее..

Теперь моя очередь читать по твоей наводке)) уже скачала "Цезаря")

Ника, и тебе спасибо!) Как и всегда, впрочем (:



большие достижения в жизни имеют началом именно эту особенность мышления.

Очень возможно… особенность мышления, которая может работать как в сторону созидания, так и деструктивно.

уже скачала "Цезаря")

Здорово! Очень надеюсь, что это будет интересный читательский опыт. По крайней мере, не будет ощущения, что время потрачено зря) Я всегда немного опасаюсь, что книжная рекомендация разочарует))


Я всегда немного опасаюсь, что книжная рекомендация разочарует))

В отношении меня точно можешь не переживать)) у меня вообще своеобразный литературный вкус, при этом меня постонно спрашивают "Что бы почитать...", каждый раз переживать по этому поводу было бы утомительно) Так что я не стремлюсь совпадать во вкусах) А Шекспира оценить уж я точно смогу :)


при этом меня постонно спрашивают "Что бы почитать...",

Вот это совсем не удивительно) Ты можешь посоветовать интересные книги и писателей, которые не на слуху.

каждый раз переживать по этому поводу было бы утомительно

Надо и мне так начать относиться)) У меня тоже литературный вкус, который далеко не всегда совпадает с окружающими. Это относится и к художке, и к нон-фикшн литературе)

А Шекспира оценить уж я точно смогу :)

Алёна, будет очень интересно прочесть о твоих впечатлениях)) Ты всегда увлекательно рассказываешь о лит. произведении и одновременно вычленяешь что-то важное, что непросто заметить)


Ты можешь посоветовать интересные книги и писателей, которые не на слуху.

Просто про другие все уже и так знают)

Надо и мне так начать относиться)) У меня тоже литературный вкус, который далеко не всегда совпадает с окружающими. 

Нет смысла переживать по этому поводу - всегда будут те, кому твой вкус не угодит))

Алёна, будет очень интересно прочесть о твоих впечатлениях)) Ты всегда увлекательно рассказываешь о лит. произведении и одновременно вычленяешь что-то важное, что непросто заметить)

Я обязательно поделюсь впечтлениями))  Спасибо, Ника)) стараюсь не тратить время тех, кто будет меня читать, на банальности)



Я обязательно поделюсь впечтлениями))

Буду ждать))


происходит с Калигулой, у которого больше нет целей и желаний, кроме одного, заведомо неосуществимого. Император хочет получить луну с неба.

Вот оказывается откуда пошло выражение "достаньте мне луну с неба" ) Хорошая метафора невозможного

Его беда в том, что он слишком хорошо всё понимает. Ноша понимания в чём-то сродни камню, который Сизиф должен был вечно катить на гору.

Очень понравилось про понимание.
У Камю я больше всего люблю "Чуму" и "Постороннего" , недавно прочитала "Бракосочетания в Типаса", тоже очень понравилось. Эту пьесу (пока) не читала.
Не помню, рассказывала ли тебе, но прочитав Постороннего, я решила выучить азы французского ))

Спасибо за рецензию, Ника ) Снова интересная история о римском императоре и о бремени страстей человеческих.
Но нет ли у тебя желания почитать что-то менее мрачное? )
p.s.

Лицо и изнанка

Классный заголовок ты подобрала )


прочитала "Бракосочетания в Типаса", тоже очень понравилось

Да, помню мы обсуждали под твой рецензией)

но прочитав Постороннего, я решила выучить азы французского ))

Не, вроде не рассказывала. Это очень здорово, когда литература так вдохновляет :) Очень круто)
"Посторонний" мне тоже нравится, но, пожалуй, "Чума" для меня на первом месте... Опять же, это очень субъективно.

Эту пьесу (пока) не читала.

Может, как-нибудь прочтёшь? Пьеса сильная. Я только по верхам прошлась, там много разных идей можно считать.

Но нет ли у тебя желания почитать что-то менее мрачное? )

Кристин, извини, что подряд невесёлые рецензии у меня. Само собой так получилось) Я как раза сама думала, что пора что-нибудь жизнеутверждающее почитать и написать об этом. Но сейчас я сделаю небольшой перерыв с рецензиями. Надеюсь, что, когда вернусь, то с более или менее позитивным обзором))

Спасибо тебе большое за дружеское внимание, Кристина!) Хороших выходных)


"Чума" для меня на первом месте

Еще как субъективно ) Мне оба произведения одинаково нравятся.

что подряд невесёлые рецензии у меня.

Ник, ты чего? ) Я их с интересом читаю. Потом почему подряд, у тебя ж вроде только две рецензии про римских императоров.
Короче, не пропадай надолго ) Буду ждать будущих рецензий )
Тебе спасибо, Ника


Короче, не пропадай надолго )

Да куда ж я денусь))

Я сейчас читаю Алекс Михаэлидес - Безмолвный пациент

Прочитала аннотацию книги, она интригующая) Надеюсь, поделишься своими впечатлениями (снова не тороплю, но говорю, как чувствую :) )

я могу долго думать над рецензией или делать вид, что думаю

Ну что ж, придётся набраться терпения... лучше поздно, чем никогда)


Надеюсь, поделишься своими впечатлениями

Ника, ты меня вдохновила это сделать )) Написала рецензию на Пациента


Классный заголовок ты подобрала )

Спасибо, Кристин) Вдохновилась названием Альбер Камю - Изнанка и лицо (сборник)

Кстати, давно ты ничего не писала. А я всё жду рецензию на "Цирцею")) Шучу, я тебя не тороплю :)


А я всё жду рецензию на "Цирцею"))

Я сейчас читаю Алекс Михаэлидес - Безмолвный пациент
Цирцея в ближайшей очереди. ) Но торопить меня не надо, я могу долго думать над рецензией или делать вид, что думаю ))


Нешуточные страсти. Интересно.
Прости за нескромный вопрос - а не по этой ли пьесе поставлен знаменитый фильм 79 года?


а не по этой ли пьесе поставлен знаменитый фильм 79 года?

Почитала сейчас про фильм. Не знала, что он такой скандальный) Мне кажется, он не по этой пьесе.
В пьесе нет каких-то откровенных описаний. По сути, там единственное "доказательство" сексуальной распущенности Калигулы - это его связь с сестрой Друзиллой. Хотя тогда это наверняка воспринималось иначе... и наши сегодняшние попытки описать те события будут анахронизмом.
В пьесе также нет Тиберия и Клавдия, которые выводятся в фильме, как я поняла.

Спасибо тебе за отклик, Женя)


Я, возможно, не подумал поставить смайлик, но вопрос был шуточный :) И всё же, спасибо за обстоятельный ответ!


но вопрос был шуточный :)

Такое подозрение у меня возникло... поэтому я тоже ответила без смайликов, ну почти))