Больше рецензий
31 июля 2021 г. 06:25
157
4 БЕЗУМНАЯ ДЕДУКЦИЯ
РецензияЭдуардо Мендоса – важный испанский прозаик, автор многих романов, в том числе «Города чудес», воспевшего Барселону. Известность он приобрел в середине 70-х на волне демократизации испанского общества. Тема краха франкистского мироощущения проходит и через данную книжку автора, вышедшую в 1979 году. Так, например, указывается: «с оперативностью, которая отличала полицию предпослефранковских времен...», то есть франкистских времен, времен диктатуры каудильо. Привязанность людей к «крепкой руке» и тоталитарной ясности высмеивается Мендосой повсеместно. Роман небольшой, больше похож на повесть, написан в легком жанре ироничного, очевидно, детектива.
Главный герой, ведущий расследование преступлений, - весьма оригинален с точки зрения выбора образа для детектива. Профильные авторы в попытках удивить давно уже перебрали все возможные варианты, включая котов, духов умерших, самих преступников и тд. Эдуардо Мендоса в качестве сыщика предлагает нам пациента психиатрической лечебницы. Этот субъект, кроме того, что имеет криминальное прошлое, отличается наблюдательностью и проницательностью, склонностью к анализу и дедукции, усугубленными невротическими проявлениями и эксцентрическими поступками. Так и не названный в книге по имени, остроумный и непредсказуемый, главный герой чувствует себя прекрасно среди психов и психиатров, развлекаясь по мере возможностей подглядыванием за медсестрами в замочную скважину, публикацией от лица своего доктора статьи «Раздвоение личности, бред сладострастия и задержка мочеиспускания» и отправкой анонимок жене директора клиники о его изменах. За все время своих приключений ему так и не удастся принять душ после футбольного матча, от которого его отвлекли в психушке, и поэтому пахнуть от него будет плохо (особенно из-за путешествия в вагоне с рыбой), выглядеть он будет скверно, питаться отбросами и находить экипировку на свалке.
Сюжет: комиссар барселонской полиции привлекает к расследованию пропажи девушки-подростка из католической школы своего бывшего осведомителя, теперь клиента психбольницы. Для того, чтобы найти пропавшую, герою предстоит разобраться с подобной же историей, случившейся в этой школе шесть лет назад. Встречаясь с участниками событий, горе-сыщик привлекает к себе внимание преступника, появляется новая жертва, а здание старой школы приоткрывает завесу над своими тайнами.
К достоинствам истории, кроме самого рассказчика, следует отнести легкость и комедийность изложения. Рука мастера чувствуется, в первую очередь, в настроении, стиле, витиеватых монологах героя, склонного к иронии, умствованиям и преувеличениям. К недостаткам – слабую сюжетную линию. Как детектив роман совершенно беспомощен, ни мотивы преступника, ни обстоятельства дела толком не раскрыты, схематичность разгадки чести автору не делает.
Вывод: Три с плюсом, натянем до четырех. Слабый детектив, но отличное чувство юмора у Эдуардо Мендосы.