Больше рецензий

Wender

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 августа 2021 г. 11:53

518

3.5

«Когда жизнь была доведена до совершенства, наступила старость.»

Людмила Евгеньевна— для меня это одно из главных явлений современной русской литературы. Это одна из несомненных основ моей любви к тому, что пишут сейчас на русском языке. Поэтому каждый раз, когда всплывает мысль о том, что моей любимой писательнице уже 78 лет, мозг спотыкается и начинает теряться. А это ещё современная литература или старое-любимое уже таким назвать нельзя? Что я буду читать, когда автор окончательно решит, что дальше она пишет в стол и для себя? Поэтому нечитанное растягивается и замедляется, в попытке растянуть узнавание новых граней характера и истории автора.
Интересным оказалось послушать интервью у Дмитрия Быкова, ещё раз подтвердившее мысль, что заканчивается эпоха больших романов от Людмилы Улицкой. А значит время возвращаться к сборникам рассказов, с которых когда-то всё начиналось.

Проза Улицкой это всегда удивительным образом одновременно взгляд на то, что проживает и испытывает писательница и на то, что ты сам видишь и чувствуешь. О других её вещах тут писать не хочется, поэтому поговорим. О теле души. Этот сборник рассказов разделен на две части — Подружки и О теле души. Рассказы посвящены конкретным друзьям и полны щемящей нежности и сожаления. О том, что закончилась молодость, о том, что остается только вспоминать и о тех, кого уже нет.

Первый раздел о «Подружках» — это безусловная и безоговорочная любовь. Текст настолько плавный и полный легкости, несмотря на не самые простые темы и частую встречу со смертью на страницах, что ты буквально летишь через него. Четыре рассказа — четыре пары связанные такими разными отношениями.
Две женщины-возлюбленные, одна из которых умирает, а вторая пытается организовать всё, чтобы прощание с любимой прошло достойно и так как она хотела. Азербайджанка и армянка. Успешные, смелые, отвергнутые семьями за тот выбор, который они сделали, сыграв свадьбу. Дракон и Феникс. И только смерть уравнивает всё и, в очередной раз, демонстрирует как мало стоит гордость и собственные взгляды на взаимоотношения полов, в контексте любви к самым близким.
Двое, встретившихся уже не молодыми и не надеявшимися на любовь. Она, мечтающая о легкой смерти в тот момент, когда придет время. Он, лечащий тела и заботящийся о неумной дочери после гибели сильной и властной жены. Тихие вечера в консерватории, уют обжитой квартиры, которую заполняет любовь и заветная коробочка с белым порошком — "когда придет время". Но время обычно приходит совсем не так и совсем не к тем, кто этого ждет.
И на контрасте с пожилой парой — молодожены-студенты. Московский студент из Ирака и выпускница школы, судьбу которых решит всего одна встреча с предприимчивой матерью-свахой на городских улицах.
А напоследок две сестры, разбирающие вещи своей умершей матери. Эта женщина была знаменитым ученым, любимым учителем и руководителем, а вот матерью быть не умела. И вот две старушки впервые разговаривают друг с другом, прощаясь с женщиной, которая дала им жизнь. А заодно наконец-то видят друг друга, а не только обиду на мать.
Удивительные, пронзительные рассказы.

О второй части "О теле души" говорить хочется значительно меньше. Ещё со времен "Казуса Кукоцкого" я точно знаю, что пусть меня и завораживают бытовые тексты Людмилы Евгеньевны, но вот с той частью, которая про мистику и потустороннее мне обычно не по пути. Каждый раз появляется ощущение, как будто меня обманули и пошли простым путем. Так и в этот раз. Однократно вообще появилось ощущение, что ровно такой сюжетный поворот я уже читала где-то. Ну и не улыбнуться встрече с кафкинскими мотивами тоже сложно. Мистические плюшевые собаки, передающие свои свойства потомкам любивших их людей, растворяющаяся в яблочном духе женщина, пропавший у себя дома фотограф, аутопсия для ангела... Далеко и сложно от того, что важно мне и поэтому не резонирует. А в случае с текстами Улицкой это, пожалуй, личное мерило "моего" произведения.

Несмотря на не самую высокую оценку, я точно знаю, что вернусь к рассказам из первой части сборника. Хочется верить, что несмотря на возраст и желание прекратить Людмиле Евгеньевне ещё предстоит рассказать много потрясающих историй. Потому что так филигранно управляться с языком, оживлять и наполнять смыслом простые вещи мало кто умеет. И прекрасно, что эти тексты я могу читать один на один с автором, не вмешивая в наши взаимоотношения третье лицо в виде переводчика.