xbohx

Эксперт

Диванный Эксперт

7 августа 2021 г. 00:27

2K

4

Заметила, что люди, которые больше всех кричат о своём нонконформизме и антиконсьюмеризме, в итоге оказываются ещё большими потребителями и жертвами маркетинга. Это как пользоваться макбуком с наклейкой “smash capitalism” на крышке (недавно видела такую девушку на фото). Не, ну а чо. Врага, как говорится, надо знать в лицо. Потом она ещё позвонит айфоном и выпьет кофе из Старбакса. Уъу, капиталисты проклятые, как говаривала наша преподавательница английского.

В этой книге речь пойдёт о том, как стороники контркультуры превращаются в банальных консьюмеристов. Мы не будем покупать этот ваш масс-маркет, сами носите тряпки из Zara и H&M, говорят они. Но нам же надо как-то отличать себя от этой неоригинальной серой массы. Что, носить обычную одежду без лейблов? Фи, какая пошлость. Нам нужно создать свои бренды! Более правильные, контркультурные. Простая белая майка за $500? Ну да, зато это не ваши одинаковые адидасы и найки. Плевать, что ты переплачиваешь за глупость, это налог на наивность. 

Вот так, создавая новые “контркультурные” бренды, маркетологи заманивают наивных людей, которые, видимо, не очень понимают в чём смысл термина “контркультура”. Зато я не как все, не хожу в торговые центры за одеждой как у всех. Вспоминаю героя отличного эстонского фильма “Класс” (2007), который вырезал ножницами бренды со своей одежды.

Таким образом, бунтуя против существующей культуры, обвиняя её в культе потребления, даже пытаясь его отменить, люди не замечают, как сами вступают в многочисленные ряды консьюмеристов. Получается парадоксально противоположный эффект.

Книга оказалась довольно интересной, хотя и не без спорных моментов: иногда аргументы авторов звучали уж очень неубедительно. Ещё мне показалось, будто они полностью отрицают существование контркультуры и гребут всех под одну гребёнку. Ну и структура книги довольно хаотична. Но вместе с тем она натолкнула меня на большое количество размышлений. Например, после следующего отрывка:

Социальный статус, как и все другое, подвержен действию убывающей предельной полезности - чем ниже статус, тем больше вы готовы платить, чтобы повысить его. Таким образом, группы с низким статусом готовы вкладывать больший процент своих доходов в конкурентное потребление, чем люди с высоким статусом. Представители высшего класса уже имеют настолько высокий статус, что не готовы идти на большие жертвы, дабы его повысить. Представители же нижних классов готовы пойти на это.

Вот поэтому очень часто последние айфоны (на последние деньги или в кредит) покупают люди, которые не могут себе этого позволить. Естественно, я не утверждаю, что все, у кого айфон - понторезы :) Обычный в наше время телефон. Просто многие люди, увы, до сих пор живут в таком окружении, в котором покупка айфона повышает их статус в глазах других. 

Или вот ещё один интересный пример из жизни. В одном минском не самом престижном микрорайоне рядом стоят несколько общежитий. Люди живут в таких условия почти всю жизнь. Отгадайте, какие автомобили стоят рядом? Может, фольксваген пассат универсал? Такие там тоже есть, но больше всего под окнами общаг меня удивляют хорошие автомобили, стоимость которых примерно как у однушки в Минске. Гонять на крутой тачке, но жить впятером в общажной комнате? Как-то я далека от того, чтобы понять эту жизненную философию. Но люди расставили свои приоритеты. Потому что знакомые с большей вероятностью увидят их на крутой тачке, а не в комнатке 10 кв.м. И будут видеть айфон, а не ужин в виде роллтона с самыми дешёвыми сосисками.

Но книга не совсем об этом, это скорее мои занудные лирические отступления. Я никого не осуждаю и не учу жить, просто иногда довольно сложно понимать поступки и решения некоторых людей :)

o-r.jpg

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!