Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 января 2013 г. 13:39

1K

4

Я не знаю, сколько нужно рук, чтобы подсчитать все революции и войны хотя бы за минувшее столетие. Но больше всего меня удивляет даже не обилие насилия, а иррациональная, бессмысленная и истеричная жестокость. Я могу понять (не принять) логику убийств во время конфликтов (выживай, как умеешь; "кто не с нами.." и дальше по тексту), логику политических чисток (власть! влааасть) - это повторялось сотни, тысячи раз с тех пор, как древние обезьяны поняли, что палкой можно не только сбивать фрукты с деревьев, но и быстрее пришибить кого-нибудь. Чего мне не понять - так это систематического уничтожения собственного народа и разрушения собственной экономики и культуры, которые воплотились в жутком феномене "Культурной революции". Культурой там, конечно, не пахло. Бросить всех на переплавку стали - и пусть урожаи гниют на полях. Создать из подростков ударный отряд революции - и пусть они терроризируют окрестности, отличаясь от уличных банд только маоистской риторикой. Отправить всю интеллигенцию в глухие деревни на перевоспитание - и пусть город остается без врачей. А и правда, кому они нужны, если в больницах все равно нет лекарств и оборудование поломано-переломано?.. Да как вообще мог многомиллионный народ впасть в многолетнюю истерию по указке сверху?

Юн Чжан - одна из миллионов китайцев, переживших этот период, взяла на себя смелость описать его сквозь жизнь своей семьи. Жизнь на переломе эпох: бабушка - наложница генерала, мать - коммунистка, она сама - счастливая эмигрантка, сбежавшая в прекрасное далеко. Три поколения на фоне перемен. Здесь и чувства и мысли, и быт, и традиции и нравы китайцев, и, конечно, исторические события. Юн Чжан повезло - она выросла в семье чиновника, жила в просторной квартире, ходила в привилегированную школу, кинотеатры и концертные залы. Но тем сильнее был шок, когда грянули гонения.
Что однозначно привлекает - честность, попытка объективно взглянуть на свое прошлое и отсутствие спекуляций. Про пытки, обыски, унижения, казни она пишет спокойно, немного отстраненно, не упиваясь ужасами, не смакуя подробности. Кое-что, конечно, вызывает вопросы. Например, объяснение мотивации поступков мадам Мао, главной вдохновительницы "культурной революции". Этому можно посвятить отдельное исследование, но никак не походя влезать в чужую голову. Но в целом, книга вызывает огромный интерес и потрясающе легко читается для такой-то темы и такого объема.

Спасибо большое за отличный совет, youkka . :) Эта книга просто не имела шансов мне не понравиться.

Комментарии


Насть, спасибо, как раз собираюсь поплотнее заняться феноменом культурной революции. Уже и фильм про Мао закачан.


Эта книга прекрасно подойдет в качестве взгляда изнутри на события "культурной революции". Я довольно скептично отношусь к подобным воспоминаниям эмигрантов о своей жизни, но в данном случае получился отличный рассказ. В меру информативный, в меру очеловеченный.
А что за фильм, кстати?


О, спасибо, надо тоже посмотреть в продолжение темы. :)


Но больше всего меня удивляет даже не обилие насилия, а иррациональная, бессмысленная и истеричная жестокость.


Вот тоже этого никогда не могла понять, но, видимо, ключевое слово, устраняющее понимание - иррациональная.
И больно, что Китай - он везде, и у нас был свой собственный Китай.


Да, наверное. Но те, кто это придумывает, чем-то же руководствуются..

Насчет "собственного Китая", ты знаешь, я и соглашусь, и нет. Да, по СССР прокатилась волна политических чисток, той же коллективизации, но... Мне сложно объяснить эту грань, но я вижу это так:
Разумеется, любая жизнь бесценна. Тех, кто теряет близких, тех, кто сам становится жертвой, не утешает тот факт, что ими жертвуют во имя высокой цели. Но так уж получилось, что в СССР хотя бы был взят курс на модернизацию, которая сопровождалась жертвами, но вывела страну на новый уровень развития. Помнишь знаменитую фразу Черчилля о Сталине? "Принял страну с сохой, а оставил с ядерным оружием". А в КНР в годы "культурной революции" не было никакого движения вперед, был откат на годы назад, только уничтожение ценностей, людей, хозяйства. Ведь разрушили все: систему образования, предприятия, предметы искусства, просто красивые вещи. Бессмысленно и безжалостно. Сравнить китайские реформы я могу, пожалуй, только с ситуацией в Камбодже при красных кхмерах.


А тоже про них вспомнила, про красных кхмеров, читая рецензию. Сложно сказать, на чем базируется эта разница. Помню Васильева читала, он все время говорил, что большое значение имеет цивилизационная база. Но вот что интересно, у китайцев цивилизационная база одна из самых древних в мире, но это почему-то не стимулирует элементарного гуманизма.


Вот что-то не помогла китайцам их цивилизационная база, да. Наоборот, еще и искромсали в клочья.

Сложно сказать, на чем базируется эта разница
Возможно, это зависит от личности того, кто отдает приказы. Хотя я далека от того, чтобы взваливать ответственность за ход истории на группку людей. Так что, одни вопросы...


Простите, что влезаю.
Знаменитой фразы о Сталине Черчилль никогда не произносил. Ему это приписала пресловутая Нина Андреева. Ссылочки 1 и 2, например.


Ну да, правильнее было бы сказать "приписываемая Черчиллю фраза". Но фраза все равно показательная, вне зависимости от авторства.


Всего вернее будет так: не было никогда такой фразы.
Однако значение Сталина она отражает хорошо, потому и прижилась.
С вашей позицией по Мао согласен: человек просто играл со страной. Может быть, это типичный случай мелкого бандита, дорвавшегося до власти.


Ну как же не было, если мы сейчас о ней говорим. :) Придумали, пустили в народ.
Впрочем, споры о формулировках самые неблагодарные.

А по поводу Мао.. да, никакого управления страной там не было. Мне другое интересно - 1) как мастерски Мао сумел сыграть на чувствах китайцев и перенести агрессию на поиск внутренних врагов - что это? талант манипулятора или случай и везение?, 2) почему другие партийные лидеры, понимая бесперспективность политики Мао, ничего не предприняли, чтобы уменьшить его влияние, изолировать, ликвидировать в конце-то концов? Он-то с ними не церемонился.


В Китае настолько вольготно чувствует себя человек на вершине властной пирамиды, что может идти почти на любые эксперименты. Если страна не приближается к традиционному для Китая концу исторического цикла, заканчивающегося всеобщим восстанием и сменой "династии", то ему всё сходит с рук. Что, однако, не уберегает его от опасности стать жертвой собственного окружения, что и случилось с Мао в начале 1960-ых. Выдвинутые им же Лю Шаоци и Дэн Сяопин обвинили Председателя в провале "Большого скачка" и отодвинули от руководства. Мао потому отчасти и является великим политиком, что сумел вернуться при помощи поколения, родившегося уже в КНР - хунвейбинов.


Я немного другое имела ввиду: Дэн Сяопин и Лю Шаоци не попытались второй раз, в самом начале "культурной революции" отстранить Мао от власти, да и собственно, в первый раз вели себя удивительно мягко, а ведь на тот момент они имели реальную власть. Плюс миллионная армия сидела и молчала, пока репрессировали любимых в народе маршалов и генералов (того же Пэн Дэхуая). Видимо, в данном случае характер Мао действительно оказался сильнее личности прочих политических конкурентов. К сожалению для китайцев.


И, да, еще один момент по поводу Мао Цзэдуна. Понятно, что он уничтожал своих политических противников, понятно, что "лес рубят - щепки летят", но экономику-то зачем разрушать до состояния дремучей древности?.. Ведь потом пришлось того же Дэн Сяопина реабилитировать, чтобы все восстанавливать.


Ура! Молодец, быстро прочитала. Очень рада, что оценила. )


Это было делом чести. :)
Кстати, ты у себя в рецензии писала, что в интервью Юн Чжан тебе совсем не понравилась. Почему?


да, тяжёлое время... даже кинематограф их о войне печаль нагоняет своими сценами


Тут я ничего не могу сказать - с китайским кинематографом практически не знакома, кроме Чжана Имоу никого навскидку и не назову.


Джон Ву, Энг Ли, Цуй Харк?


Джон Ву - из эмигрантов. Менталитет, конечно, не пропьешь, но все-таки формально к китайскому кинематографу он не относится. А с остальными товарищами не знакома.


может быть это желание власти отдельного инвидуума, его страх предательства, измен, искоренение всякого внутреннего недовольства, культивируемый культ личности вождя или царя и т.д. как примеры - Иван Грозный, спустя несколько столетий похожее можно увидеть во время Сталина. Получается, что все повторяется? Только в каждое время по-своему. Ведь если не учиться на ошибках, то они в истории так и будут повторяться и повторяться.


Конечно, все повторяется. На ошибках никто и никогда не учился (по крайней мере в масштабах истории, в личном опыте всякое возможно). Ну и плюс все же всегда считают, что "у них-то все будет иначе".


У меня действительно бывает ощущение, что в истории многое не просто повторяется, а почти зеркально отображается. После правления Ивана Грозного не прошло и ста лет как в России поднялась смута, так и у нас после шизанутых Сталинов-Лениных в 90е путч был.


Путч со смутой не пересекаются никак.
Первый - это попытка правой, консервативной части КПСС вернуть себе власть, отстранив Горбачёва.
Вторая - стихийный народный бунт на почве голода, войны и слабости центральной власти.
Скорее смуту можно сравнить с поздними перестроечными годами, и то очень с натяжкой.


По поводу смуты и 1990-х я, пожалуй, соглашусь с MrBlonde - причины были разные. Но в целом мысль по поводу повторяемости явлений разделяю. Не зря же среди историков так популярен циклический подход и описание хода истории в виде спирали.


Скачал, спасибо


Приятного чтения. :)


Спасибо! Тоже в списке хотелок.


Книга весьма достойная, особенно, если учесть, сколько написано слезовыжималок по теме. Так что думаю, она должна понравиться. :)


По поводу иррациональности достаточно точно написано в главе про Мао в книге Эдуарда Лимонова - Священные монстры.


Эдуард Лимонов не совсем "мой" автор, да и формат книги не вызывает особого энтузиазма. Но спасибо за совет, буду иметь ввиду.