Больше рецензий

11 августа 2021 г. 12:40

239

4 YOU DIED

- Танкисты! Я главный разработчик World of Tanks! Десять тысяч человек заперто в игре! Уничтожат ваш танк - умрёте в реальной жизни! Чтобы выйти из игры, вам нужно пройти сто полей боя, а в конце вас ждёт босс, легендарный маус-танк!
- Ололо, раш по центру, пацаны! Светляки тормоза! Арта, вы там все косые или через одного? Тяжи, шевелите гусеницами! Мамку вашу гулял!
Из десяти тысяч игроков половина погибла к концу первого дня...
(с) Если бы сюжет SAO происходил в мире World of Tanks.


Безусловно, Sword Art Online был далеко не первым произведением, где персонажи попадали в компьютерную игру или застревали в ней. Старые анимешники припомнят hack//SIGN, любители отечественной фантастики вспомнят "Лабиринт отражений" Лукьяненко или "Смерть взаймы" Вартанова, а уж про вышедший в начале 80-х фильм "Трон" я вообще молчу. Но, пожалуй, именно SAO прорвал плотину, из-за которой в аниме хлынул поток исекаев (в том числе и в компьютерные игры, вроде Оверлорда), а книжное попаданчество (и у нас, и в Японии) стало постепенно приобретать черты ЛитРПГ. Что ж, потыкаем пациента палочкой...

...И так, есть две новости. Хорошая - мы наконец-то получили возможность полного погружения в игру как в фильме "Матрица". Причём не обязательно даже втыкать штырь в мозг - надеваешь нейрошлем, и вуаля - ты теперь в компьютерной игре. В отличие от нынешних VR очков нейрошлем обменивается сигналами с мозгом напрямую, так что тебе не нужно иметь достаточно свободного места в комнате. Приляг на кроватку, и вуаля - твой персонаж может двигаться как в жизни, не боясь того, что его тушка в реальном мире впишется в стенку или споткнётся об кота. Ах да, плохая новость. Создатель игры решил устроить небольшой эксперимент и запер первые десять тысяч счастливчиков в игре. Кнопки выхода - нет, если с тебя попытаются снять нейрошлем - он успеет прожарить тебе мозг, если тебя убьют в игре - см. пункт про прожарку мозга. Единственный выход - пройти игру до конца, а именно зачистить сто этажей летающей крепости, на каждой из которых тебя ждёт босс. В общем, вы держитесь, здоровья и хорошего настроения.

Сюжет вертится вокруг паренька по имени Кирито. Ещё до злополучного происшествия он был среди немногих счастливчиков, кому удалось попасть на бета-тест игры. С одной стороны, это даёт ему преимущество - он знает, как и где качаться, где самые вкусные в плане опыта и снаряжения квесты и ещё кучу всякого, про что не знает рядовой игрок, только-только одевший нейрошлем. С другой стороны, другие игроки таких не любят - ведь вместо того, чтоб поделиться знаниями, от которых натурально может зависеть твоя жизнь, бета-тестеры вполне могут эгоистично придерживать её для себя. Таких, в том числе и Кирито, зовут обидным (но почему-то смешным для моего уха) словом "битер" - что-то среднее между бета-тестером и читером. Впрочем, это Кирито не очень сильно расстраивает, ведь он и так по жизни асоциальный одиночка. Так что кому как не ему в одиночестве покорять передний края виртуального мира?

Пожалуй, главная проблема книги - это её стремительность. Вот игрокам заявляют, что они заперты в игре, вот нагнетающая фраза "За первый месяц погибло две тысячи человек", и тут бац - прошло два года, а персонажи шарятся уже по семидесятым уровням Айнкрада. Да, я знаю, есть и второй том с зарисовками из жизни персонажей, но это весьма такое себе оправдание. Кому понравится Гарри Поттер, если бы в первом томе после поступления в Хогвартс мы бы сразу скакнули в самый конец книги, а уроки, квиддич и прочее осталось бы на второй том? Вот и о том же.

Что по персонажам? Ну, одно время на анимешных форумах от людей с многочисленными интерпретациями ника "Кирито" было не протолкнуться - тут автор мастерски попал в ЦА. Да, главгерой у нас  и смелый, ловкий и умелый, джунгли его зовут, но при этом не сваливается он в откровенное мартистьюшество - и ему при случае навалять могут, и всех спасти тоже не может (да и надо ж драматизм как-то нагнетать!). Асуна - типичная боевая спутница главгероя: и в бою навалять может, и готовит вкусно, и сама по себе милая няшка. Остальные персонажи не то чтоб прям совсем безликие статисты, но и в без того не самой длинной книге места им уделено не сказать чтоб много. Упоминания стоит разве что Кляйн - парень, которого Кирито встретил в самый первый день игры, и который мог бы стать полноценным другом... но у того была уже компания друзей, а тащить на себе целый "паровоз" и нести ответственность за незнакомых людей Кирито не захотел.

Итого: читается книга бодро, но уж очень плохо на ней сказывается временной провал в два года. Так что если и брать - то в комплекте со вторым томом, где описаны моменты из жизни Кирито из этого самого временного промежутка.