Больше рецензий

11 августа 2021 г. 22:36

792

4.5 когда времена высохотехнологичного iPhuck-а и умелого писателя-алгоритма настали

Прочитав суммарно 16-ую книгу Виктора Олеговича (романы + сборники повестей, рассказов), я могу себе признаться в фанатской привязанности к такому богатому образами, едкой сатирой, актуальностью и философским взглядом на мир..., к до конца не поддающемуся объективному осмыслению или оценке творчеству В.О. Пелевина. Нет, я понимал и ранее, что мне интересно читать эти ни на что не похожие и зачастую сумбурные тексты, эти пышущие иронией и гротеском, вызывающие недоумение и восхищение романы и повести. Просто сейчас случился «iPhuck 10», от которого невозможно оторваться. Это водоворот выдуманного мира, в котором узнаёшь все современные технологические и культурологические тенденции, — он тебя уносит в очередной пелевинский трип, из которого ты местами выныриваешь и с удивлением смотришь на мир изменённым сознанием. Видимо, каждый такой опыт и задуман автором намеренно — смещать раз за разом взгляд читателя, иногда грубо и беспощадно, иногда мягко и мило...

картинка AntonKopach-Bystryanskiy

Литературный алгоритм пишет роман. Звать его Порфирий Петрович, как и следователя из романа Достоевского «Преступление и наказание», работает он в полицейском отделе будущего, где все деньги в Е-Банке, Европа превратилась в Халифат, остатки монархической Московской России с Беларусью, Украиной и Прибалтикой стали тем европейским буфером между Востоком и Западом, что за деньги пропускает боевые ракеты, пролетающие над головой в ту или иную сторону. США превратились в социалистические USSA и консервативный блок, между которыми — свободные афроамериканские анклавы, где белому возможно лишь многолетним трудом заслужить звание “ниггер“.

А ещё есть последняя (10-я) модель Айфак-машины с квантовым движком, она подключается к мозгу и может удовлетворить все ваши сексуальные потребности в связи с вашей гендерной идентичностью и не умаляя ваших предпочтений. Как повествует Порфирий в своём романе, наука на самом высоком наноуровне стала лечить людей, но что-то пошло не так, люди стали заражать друг друга вирусом, генетические изменения привели к мутациям, поэтому секс теперь узаконен лишь на уровне виртуальном (уж не происки ли это мировой элиты, связанной с технологиями и корпорациями?).

Но роман о другом. Как мне показалось, он об искусстве и о ложном вокруг и внутри нас, он об искусственности выдуманной красоты, о поиске этой красоты, которой восхищается человек и за которую готов платить. Искусственный интеллект в лице Порфирия Петровича нанимает некая Маруха Чо, искусствовед и куратор, гендерная принадлежность которой — «баба с яйцами». Она с его помощью осматривает те или иные арт-объекты, постепенно проникаясь к Порфирию симпатией, ведь он умеет так прекрасно собирать информацию, видоизменяться, шутить... И хоть это невидимая глазу программа, Порфирий завоёвывает благосклонность Мары и чуть ли не становится её любовником. Параллельно он пишет роман, в котором честно признаётся в подозрениях на счёт Мары, мол что-то здесь нечисто, и разные посещаемые ими места с объектами “гипсового века“ искусства объединяет некое общее прошлое... Особенно меня порадовало описание такой невероятной экспозиции как:

«Над фреской была крупная надпись:

ПОДВИГ № 12
ПУТИН ПОХИЩАЕТ РАДУГУ У ПИДАРАСОВ»


Вообще роман пропитан непревзойдённым пелевинским стëбом и юмором, который остаётся с тобой после прочтения и щекочет неподдельным смехом. Стебëтся Пелевин над литературой и её критиками — сам роман словно скроен искусственно, это ли не издевательство?
Здесь встречается достаточно IT-терминологии и рассуждений о компьютерных технологиях будущего, мне как не особо прошаренному было не всё понятно, но это с лихвой окупалось происходящим на страницах. А тут есть чему удивляться. Роман меня захватил с первой страницы и не отпускал. Дело в удивительной способности Пелевина соединять несоединимое, делать текст игровой площадкой смыслов, поощрений, философский прозрений. Да, может показаться, что Пелевин повторяется, что эти идеи о сексе, об ИИ, о мире и человеке в нём, о текучем и неизменном, о творцах и творении, о сознании, душе и теле... он уже не раз писал. Но я готов читать каждый его роман!

«Практически весь “мир“ в любом его аспекте — это дошедшие до человека смутные слухи, изредка сопровождаемые подозрительным видеорядом»


В итоге я говорю вместе с Порфирием: «Романчик-то удался! », и пусть критики Пелевина неистовствуют по поводу каждого его нового романа... Это невероятный читательский опыт, который хочется повторить.
И, наверное, Виктор Олегович может повторить вместе со своим ИИ-собратом по перу:

«Я давно заметил, что граждан, дурно отзывающихся о моём творчестве, объединяет одна общая черта. Все они отличаются от говна только тем, что полностью лишены его полезных качеств»