Больше рецензий

dandelion_girl

Эксперт

Либрокубикуларист

13 августа 2021 г. 21:49

637

5 Атеистическая религия

О буддизме написано немало книг, но эта мне показалась очень уникальной. Маргарита Альбедиль - удивительный учёный, историк и религиовед - написала о буддизме так, что захотелось прямо здесь и сейчас обратиться в эту гуманистическую веру. Хотя, конечно, это не было её задачей. Однако её подход к теме и её детальный анализ совершенно очаровательны. Она смотрит на буддизм со всех сторон, начиная от рождения Сиддхартхи Гаутамы, ставшим впоследствии известным всему миру как Будда, и заканчивая праздниками в современном мире, которые чествуют этого древнего святого. 

Несмотря на обилие очень сложных терминов (например, «сангха», «дхъяни мудра» или «индрии»), книга написана с любовью к читателю: не остаётся ощущения нагружённости, которое порой возникает от чтения нон-фикшна. Замысловатые символы вдруг становятся понятны, и даже знакомые всем понятия нирвана и карма начинают играть новыми красками. Кроме того, главы в книге очень небольшие: это словно передышка перед новой информацией в следующей главе. Мне очень понравилась такая структура.  

Центральным в буддизме является страдание. Рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание. Соединение с неприятным есть страдание, разъединение с приятным есть страдание, любое неудовлетворенное стремление есть страдание...

Однако Маргарита Альбедиль отмечает, что понятие «страдание» в буддизме и христианстве трактуется совершенно по-разному: 

В христианской традиции страдание понимается обычно либо как результат утраты первоначального рая, либо как наказание за грехи, либо как испытание веры на прочность, ниспосланное нам Богом, либо даже как происки сатаны, дьявола, прельщающего нас гордыней, и т. п. Мы верим, что страдание очищает и возвышает нашу душу, а вере придает подлинность и незыблемость. Можно даже говорить о своеобразном культе страдания в христианстве, берущем начало от распятия Христа, пострадавшего за грехи человеческие и искупившего их. 
В буддизме же страдание не имеет большой религиозной ценности... страдание служит нам сигналом, что мы все еще находимся в тисках кармы и вовлечены в круговорот рождений и смертей, сансару. С этой первой буддийской истиной о страдании обычно ассоциируется один из важнейших принципов буддийского взгляда на мир - осознание его невечности, бренности, мимолетности. Страдание - неотъемлемый фактор такого бытия, его следствие, преодолеть которое можно лишь одним способом - узнав причину страдания и искоренив ее.

Буддизм сложно назвать религией, потому что, как написала автор, она атеистична, Бога там нет. Это такая мудрая смесь философии, психологии и религии, во главе которой стоит человек на пути к лучшей версии себя. 

Что же предлагает буддизм? Оставаться самими собой и не бояться признать себя самыми заурядными людьми. Принять все свои несовершенства и сделать их частью пути совершенствования.

Это очень познавательная книга. Было интересно почитать о русском буддизме 

Большинство из нас воспринимают буддизм как религию экзотическую, чужую и далекую. Между тем это совсем не так. Со времени императрицы Елизаветы Петровны вплоть до сталинской эпохи он был официально признанной религией Российского государства.

И находить в интернете картинки мест, упоминавшихся автором. И надо сказать, сердце у меня замирало от такой красоты! 

o-r.jpg

Буддийский храмово-монастырский пещерный комплекс Аджанта в Индии


o-r.jpg

Пещерные храмы Эллоры в Индии. 

 «Один цветок лучше, чем сто, передает великолепие цветка».

И эта книга - тот самый цветок, который нужен, чтобы передать великолепие буддизма. 


Книга прочитана в группе "Чарующая Азия"