Больше рецензий

14 августа 2021 г. 20:46

4K

4.5 Этюд в театральных тонах

Если я начинала писать рецензию словами "НАСКОЛЬКО бы лучше была книга, если бы в ней не было Артура Дойла и Шерлока Холмса", то по прочтении я немного... ошеломлена, да, вот верное слово. Что ж, Дойл и Холмс тут необходимы и действительно играют важную роль, мало того, их присутствие остроумно и даже пародирует многочисленные книги про Дойла. Я не смогу доказать, но пародия на дилогию Марка Фроста мне тут мерещилась почти всё время прочтения)))) И опять же, не только не смогу доказать, но даже и не решусь утверждать, что Сомоза читал, но призрак прочитанной в прошлом году книги  Марка Энтони бродил рядом, звенел цепями, шелестел масками и завывал священниками в печной трубе. Да, весь сюжет будет идти вокруг скандальных подпольных викторианских театров. Я о них никогда не слышала и я научена опытом, есть у меня ощущение, что Сомоза врёт))) Он делает это настолько тонко, настолько правдоподобно и так мастерски влпетает этот элемент в повествование, что я и по сию пору сомневаюсь - а вдруг в какой-нибудь исторической книге про такие театры сказано? 

спойлер

На середине я пыдумала: а не убьют ли главную героиню, от имени которой ведётся повествование, чтобы дальше речь шла от лица привидения? Кстати, надо запомнить, хороший ход. 

свернуть

Так как я сейчас под впечатлением концовки, то о ней и расскажу. Обычно авторы нагнетают амосферу в течении романа, делая концовку прозрачной и приносящей некое разочарование. Сомоза поступил по правилам готических романов, да и, чего греха таить, по принципам рассказов о Холмсе, так как именно их готическая атмосфера и принесла им успех (о, нет, я могу крайне долго болтать о рассказах, так что лучше оборву себя, оставив лёгкую недосказанность, чем утомлю укрожающих). Концовка переполнена событиями, открытиями, твистами. Это те самые гром и молния, которые и должны быть в конце романа тайн. А потому и общее впечатление по прочтении - удовлетворение.

Сестра Энн Мак-Карри приезжает в пансион в Портсмуре, где содержат богатых постояльцев с э... ментальными проблемами. В пансионе содержится постоялец с орлинным носом, высоким лбом (и малым ростом), которого называют мистер Икс, чтобы не выдавать фамилии его богатой семьи. А затем к ним присоединяется доктор Дойл и они начинают расследовать убийства нищих, которые совершают раз в неделю. 

спойлер

Кстати, Конан - это не второе имя, а вторая фамилия и на момент 82-го года у Дойла её не было, он взял её много позже, шоп посолидней (сразу вспоминаю МакГрегора Мазерса, который тоже взял себе фамилию МакГрегоров, чтобы претендовать на родство с Теми Самыми Макгрегорами, так что это какие-то распространёные шотландские завихрения, нам не понять). И воде бы это единственное резанувшее меня несоответствие в книге. 

свернуть

В голове у меня заколотилось ровно то же несоответствие, которое преследовало меня во время просмотра аниме "Gosick": человек, который не выходит на улицу, не может хорошо разбираться в реалиях жизни. По сути, девять десятых выводов самого Холмса тоже не имеют под собой основания, а раскрытые преступления основываются не на логических выводах, а на собранном материале, вроде вида глины, почему в одном из фильмов-продолжений (я посмотрела не все, но вроде штук пятьдесят из полутора сотен ухватила. И да, это именно хваставство) Холмс говорит, что его заменили криминалистические лаборатории. Но тут Сомоза оставил себе лазейку: мистер Икс довольно прозрачно намекает, что логики не достаточно, требуется немного безумия. Читай: магии. И Энн довольно скоро перестаёт задавать вопросы, как именно мистер Икс нечто узнал. Намного важнее ей установление эмоционального контакта.

Шерлок - типичны персонаж нашего времени. Получив нехилый удар манипуляжа, эмоциональных издевательств, мы ищем персонажа, которому простим его токсичность, а на самом деле - простим себе подчинение социопату: раз он гений - ему можно. Доктор Кто из эгоиста в нулевых превратился в социопата, не умеющего в чужие эмоции, доктор Хаус, ну и наконец сам Шерлок в исполнении Камбербэтча и со сценаристами Гетисом и Моффатом, которые и писали сценарий тому самому социопатичному Доктору Кто и которые уловили желание аудитории найти себе оправдание в том, что они не противостояли чужому манипуляжу, чужому эгоизму и эмоциональной токсичности (ну и, само собой, крючок, на котором висят все женщины, которых избивают - "потерпи и он сам изменится, оценив твою любовь". Сколько там токсичных персонажей изменилось? Ах, все. Молодцы создатели, привнесли ещё немного абсолютного зла в мир) . Меня немного успокаивает, что когда совсем-совсем токсичного главного героя сделали в "Алиенисте" (там герой не случайно наступат на чужие мозоли, он ищет уязвимые места, чтобы на них топтаться), сериал как-то не задался - у "терпим" тоже есть свои пределы. 

И Холмсы нашего времени обычно несколько чересчур отвратны именно тем, что пытаются сыграть на психологических травмах аудитории. Мистер Икс не отвратен. Он слабоэмоционален, но лишь потому, что не способен выразить эмоции. Да и бьющий её мужик у Энн есть, которого она терпит потому, что считает, что недостойна большего. 

Я не скажу, что всё подано абслютно идеально, но, в целом, это отличное психологическое полотно. И помимо основных героев я также привязалась к старшей медсестре - ещё один человек, который из-за своей жизни тяжело выражает эмоции, хотя у неё и золотое сердце. 

Что ещё вам рассказать? Про цвет. Он действительно чёрный.  Что неплохо контрастирует с совершенно белым эпилогом. Здесь очень мало эпизодов, несмотря на большой объём книги, так что чувство насыщени наступает только в конце. Но из-за чёрного цвета, которым окрашена каждая сцена, возникает ощущение готичности, которое и завершится насыщенным финалом. 


Спасибо  Myth_inc , что вдохновила меня прочитать.

Опробованно на живом человеке, все выжили, кроме сотни-другой персонажей :) 

Комментарии


О, спасибо, что маякнула. Значит этого Сомосу можно добавить в виш (интересно, потяну викторианщину в оригинале или плюну и возьму перевод).
У меня сегодня прямо шерлокианский день - только что в сборнике прочитала вольную фантазию на тему Холмса и инопланетян :-Р
Ты точно подметила то, что я смутно ощущала как напряжное в Камбербэтчевском Шерлоке - вроде и классно придумано, но что-то было эдакое, неправильное...


Бери в переводе) А то вдруг не зайдёт)


У Гэтиса и Моффата всегда так - чернушно и как бы ни к чему не ведёт. Потому и финал "Шерлока" был как мешком по голове (помимо всего остального XD). 


Да они уже в третьем сезоне куда-то не туда свернули со своим фансервисом(


Я такое удовольствие получала, когда смотрела (года три назад, когда уже все сезоны были). Но уже во втором (надеюсь, не проспойлерю) у меня было ЧЁЁЁЁЁ? Мориарти завёл Шерлока в бассейн, все дела, великое противостояние. И тут Мориарти в начале нового сезона берёт и выходит. Потому что.

А сериал для меня закончился полностью на том, как миссис Хадсон погрузила Камбербэтча в багажник. Ощущения были: какой же бред!


Я спеклась на третьем сезоне, ждали-ждали все эту великую разгадку, а вместо этого получился пшик. Последний уже через фейспалм досматривала.


Ну и не было у них разгадки. У них было запала на один сезон. 

Меня больше всего раздражало именно не только отсутствие разгадки падения, но и издёвка над фанатскими теориями, которые были в разы умнее их г... их "креатива".


Даа, фанские теории были классные. Читала версию, что кто-то угадал, как всё было изначально задумано, после чего они и решили вообще тогда ничего на эту тему не объяснять. Обиделись, котики.


Обиделись на собственных фанатов. За то, что те тратили время и пытались угадать.

Котики... 


Не с того я явно начала знакомство с автором)))


Я спорить могу, что та дрянь - это сценарий. Его не приняли, они переделал в книгу и добавил идиотизма))


Так фильм же сняли)


Сперва не приняли, потом он сделал книгу, а воооот потом другая студия и приняла сценарий)))


Я о них никогда не слышала и я научена опытом, есть у меня ощущение, что Сомоза врёт))

- в "Кларе и тени" он сочинял так убедительно, что я полезла в интернет узнавать про гипердраматическое искусство и живые картины) Надо и эту попробовать.


Он зараза врёт так убедительно всегда))))

А ты не пробовала "Кроатоан"? Что-то все не в восторге.


Не, всякие массовые катаклизмы мимо меня, а у него ещё и оценка такая, что пробовать неохота, когда заведомое шедевры в очередь выстроились.
Азбука переиздает "Клару", вот я и вспомнила, что у меня такой автор неохваченным остался) Пошла по библиографии и остановилась на "Афинских убийствах" и "Этюде...".


Баухахахахахах!

Афинские убийства - одна из лучших книг, что читала ever!11 Сомоза убивает меня тем, что после этой книги посмел писать далеко не всегда шедевры!!!


Чувствую, как резко возрос градус - ожиданий с моей стороны и ответственности с его)))


Он выдержит!)