Больше рецензий

15 августа 2021 г. 18:04

1K

3.5 Когда плетёт коварство сети...

Роман представляет собой мозгодробительное комбо из фрейдизма, шекспирофилии и античной философии. Для отвода глаз эта гремучая смесь упакована в обманчиво простецкую обертку любовной истории. Но ты, читатель, не обольщайся кажущейся простотой - двусмысленностей, недосказанности и кучи толкований избежать не удастся.

Основной рассказчик - постаревший интеллектуал, писатель ("из настоящих") Брэдли Пирсон. Он приятельствует с еще одним писателем Арнольдом Баффином ("коммерческим писакой"). В начале романа происходит конфликт между четой Баффинов, а Брэдли выступает этаким спасителем угнетенной женщины. После чего он волочится за ней какое-то время, потом переключается на их дочь (моложе его на 30 с лишним лет).

Это было бы неплохо и даже интересно, если бы не заварилась каша с участием еще нескольких персонажей - сестры гг, её бывшего мужа и его новой любовницы, бывшей жены гг и её братца. И вот вся эта санта-барбара, все любовные треугольники и братско-сестринские отношения - уже явный перебор.  

История, разворачивающаяся на страницах романа, больше напоминает плохо срежиссированную постановку. Односложные реплики диалогов сменяются пространными простынями внутренних монологов о "высоком". Каминная кочерга становится чеховским ружьем, появляющимся в начале и выстреливающим в конце. Персонажи чересчур наигранные и оживают только когда на них падает свет софитов. Только Брэдли более-менее живой человек, оно и понятно - он живет в своей голове, из которой вещает о случившемся.

Вообще Брэдли мне видится олицетворением литературы прошлого - рассуждения о призвании, стремление увековечить свое имя, почитание классиков и Шекспира в частности. Арнольд Баффин - писатель более молодого поколения, его кредо - коммерческий успех. Следующая ступень вырождения - дочь Джулиан - современное поколение в литературе, вообще не пойми что.

Возвращаясь к фрейдизму, шекспировским аллюзиям и философии - если вы не обучались в кембриджах и оксфордах (как Айрис Мердок), если "Гамлет" не является вашей настольной книгой, то фейсконтроль в это академическое царство вы не пройдете. Бывает литературная заумь двух типов - юзер-френдли и не юзер-френдли. Так вот здесь - второй тип. Для знакомства с автором я бы этот роман советовать не стала.

Комментарии


Интересно.
1. а где раскрытие аллюзий и всё прочее?

2. На самом деле, произведение не сложное, если не считать утомительности сумбурных рассуждений. Дело в том, что они не новы, и если вы учились в университете и читали рекомендуемую литературу по общим гуманитарным курсам, то понимать там особо нечего.

Я имею ввиду, что нет никаких тайн, есть просто рассуждения платоновского, ренессансного и фрейдистского толка.

Если в романе и крылась загадка, то в послесловиях почти всё раскрывается.

Роман скорее полемического характера, как вы правильно заметили, старая школа спорит с новой, но и это скорей иллюзия - нет никакой новой и старой школ, этот спор был всегда.

3. Роман как раз "юзер-френдли" - рядом с захватывающим сюжетом нас ждут вполне доступные рассуждения о любви, творчестве, воле к жизни и т.п.