Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 августа 2021 г. 22:02

224

3.5 «Любовь – самое опасное для людей чувство»

Сперва роман напоминал мне сцены из любимого кинофильма «Укрощение строптивого», герой которого также разговаривает со своей собакой, ведёт высокомерно-надменные разговоры со своей случайной спутницей – в нашем случае эксцентричной молодой журналисткой, всякий раз заканчивающиеся взаимными препираниями и оскорблениями, а вокруг так и витает атмосфера иронии. Девушка-журналист – наглая и напористая, характерный персонаж, который придаёт сюжету особую струю.

Наблюдать за тем, как эти оба героя постоянно спорят, заключают взаимное пари, ловят друг друга на недосказанности – одно удовольствие, и приправлено всё это лёгким ароматом юмора и романтики. Однако впоследствии (где-то с главы 11) тональность резко меняется, превращая «Историю моего брата» в настоящий микс из философских размышлений, любовной драмы и непростых человеческих судеб на фоне переломной эпохи и «переломного сознания» (ход, кстати, уже далеко не новый и от того – не такой шокирующий).

Ахмед Арслан приехал в деревню Подима из шумного и перенаселённого Стамбула в поисках тишины и уединения. Он весьма эксцентричен, необщителен, не терпит «всякие глупые эмоции», не любит прикосновений, заводить лишние знакомства, принимать незваных гостей – чем не герой Адриано Челентано. И вообще – он явный перфекционист по жизни:

«В шкафу в безупречном порядке хранится моя одежда, старательно выглаженная и сложенная Хатидже-ханым. Всё разложено по категориям: в порядке пребывают не только белье и носки, но и брюки, рубашки, пояса, галстуки, пиджаки и костюмы. Шерсть и хлопок лежат отдельно, одежда на прохладную и жаркую погоду – отдельно. Каждое утро одно из первых дел, которыми я занимаюсь, заключается в том, что я смотрю на экран гаджета, где транслируется погода, и выбираю сообразный наряд. В общем, если экран показывает 22 ºС, я надеваю одно, а если 19 ºС – совсем другое. Гардероб мой состоит, ко всему прочему, из двух частей в соответствии с двумя различными состояниями погоды, которые разделяет разница в пять градусов. Брюки тоже разложены на группы, к каждой паре прикреплена этикетка, на которой написана температура от 0 ºС до 30 ºС с интервалом в пять градусов. Этот порядок никогда не нарушается».

Легко читаемый и одновременно драматичный роман, во время погружения в который читатель сможет улыбнуться и помечтать, погрустить и поностальгировать – испытать самую разнообразную гамму эмоций. Как раз в духе турецкой литературы. У каждой есть свои яркие и неповторимые черты, атмосфера, если хотите. И здесь она явно прослеживается. Нечто подобное уже испытывал, читая «Стамбул. Город воспоминаний» Орхана Памука. Как и предупреждали в предисловии, не стоит ждать от романа детектива в строгом его понимании. Линия расследования хоть и имеется, однако не является главной. Куда важнее – сами взаимоотношения между героями. А у всех их своя изюминка. И каждая деталь, на самом деле, имеет значение. Почему Ахмед так не хочет говорить о своём брате Мехмеде? Какие взаимоотношения в семье убитой Арзу? Жаль только, что сама внезапная посетительница – молодая журналистка не удостоилась подобного, в итоге превращаясь в своего рода «статистку», невольную слушательницу?

Читая книгу, погружаешься сразу в несколько слоёв – эпох. Однако вот незадача: по отдельности эти истории не воспринимаются, а общая – как-то не клеится. По крайней мере до финального письма главного героя. Но то объяснение, которое даёт автор – выглядит совсем уж невероятным. Особенно на фоне того, как реалистично описывал обстоятельства советской «перестройки», белорусские Брисов и Минск, любовь и предательство, недопонимание и историю одной трагедии. В определённый момент забываешь, что есть ещё убийство, ведётся расследование, и вообще-то необходимо найти виновного.

Прочитано в рамках клуба «Чарующая Азия»: «Деревушки, отдалённые поселения».