Больше рецензий

27 августа 2021 г. 20:44

913

4.5 три молитвы и одно покаяние в негритянском Гарлеме середины 30-х годов

Удивительно, когда человек совсем другой национальности, культуры и цвета кожи, родившийся в далëкие и такие непростые 20-е годы ХХ века в традиционно негритянском квартале Нью-Йорка (Гарлем), которого воспитывал пастор-отчим, который был старшим из девяти детей в семье и стремился — с первыми зрелыми попытками осознать себя и всё вокруг — выбраться из этого всего подальше сразу по окончании школы... Удивительно, что он мне так близок и предельно понятен. Ещё шестнадцать лет назад я прочитал так тронувший и всколыхнувший меня роман «Комната Джованни», и вот опять книга, переплетение семейных историй в виде почти молитв, исходящих из глубин возгласов исповеди... Перед Богом? Перед некой высшей справедливостью? Наверное, в первую очередь — перед самим собой.

картинка AntonKopach-Bystryanskiy

Джеймс Артур Болдуин, «Иди, вещай с горы», АСТ | Neoclassic, 2020.
Одно воскресное утро, поход в церковь, непростые отношения с отцом... И целых три жизни, прошедшие перед глазами, три истории, рассказанные словно от лица персонажей — двух женщин и одного мужчины. Мы знакомимся с подростком Джоном Граймсом. Ему только исполнилось 14 лет в это субботнее утро 1935 года. Отец любит второго сына Роя, а этому больше благоволит мать, две младшие сестрёнки нуждаются в помощи, мать выбилась из сил, а отец, служащий в местной евангельской общине афроамериканцев «Храм Крещения Огнём» Габриэл Граймс, работает на фабрике и следит за тем, чтоб дети росли в рамках библейский заповедей и христианского поведения. Вот только не очень это у него получается, а больше походит на психологическую и иногда физическую муштру и тиранию.

Джон после окончания уборки получает от матери в честь Дня рождения несколько монеток и идёт в кино, старается не попасться на глаза отцу, видит роскошные центральные улицы Нью-Йорка и думает о греховности всех этих людей, которые, как учит отец, точно пойдут в ад. Но вот почему эти белые живут так хорошо и могут себе всё позволить, а его семье, где все так стараются чтить Бога, приходится выживать? Когда он возвращается, видит всю квартиру в пятнах крови и брата, лежащего с ножевой раной в боку.

История пробуждающегося сознания подростка, его осознания понятий “греховность“, “похоть“, “сексуальность“..., его неприятие лицемерия и насилия со стороны отца, интерес к юноше постарше, который уже “спасён“ и помогает во время богослужений в церкви, его взгляд на мир, полный стольких возможностей и несправедливости... Полубиографический текст Болдуина напоминает тексты Харпер Ли и Сэлинджера, и одновременно исключительно индивидуален и неподражаем: здесь так много цитирования библейских текстов и афоризмов, вплетëнных в жизнь и язык не одним поколением афроамериканцев, уповавших на Бога, чтящих Библию и ждущих своего “исхода из Египта“...

История подростка уходит на второй план и мы слышим голоса, молитвы трёх взрослых, истории которых проходят перед глазами, пока они втроём пришли с Джоном в церковь на вечернюю молитву. Это история тёти мальчика и сестры его отца Флоренс, которая расскажет об их матери, о войне Севера и Юга, об освобождении и тяжёлой жизни чёрных женщин, о выборе своего пути, о работе и о личном, о разочаровании в мужчинах и одиночестве, о болезни и надежде.
Это история отца Джона — Габриэла, о его жизни с матерью, увлечениях женщинами, озарении и принятии Бога, сострадании к отверженной и обесчещенной белыми подонками девушке, которую он берёт в жёны, и одновременно лицемерии, когда увлекается служанкой в доме хозяина, а потом оставляет её наедине с неожиданной беременностью. Это история матери Джона Элизабет и её первой и единственной любви, которая, увы, закончилась трагично. О надежде, которая пришла к ней с появлением проповедника Габриэла, принявшего девушку с внебрачным ребёнком...Неужели жизнь так жестока и остаются лишь воспоминания и вера в лучшее?

«Нам повезло: ведь отец хочет, чтобы мы только ходили в церковь, читали Библию, прыгали, как дураки, перед алтарём, а дома сидели чистенькие и тихие, как мышки. Да уж, нам повезло. Даже не знаю, за что мне такое счастье!»


Книга словно приоткрывает внутренние раны людей, которые много чего испытали, но продолжают жить и справляться с разочарованием и потерями, во что-то верить и на что-то надеяться. Финал намекает на рождение новой веры, на возрождение души, Джон обретает новый смысл для жизни... Как он ни проклинал отца земного, а по сути отчима, ему открывается любовь Отца, но другого — Небесного, вот только окружающие от этого не поменяются, обстоятельства останутся те же...

Я в прошлом много лет провёл в баптистской общине и с Библией в руках, возможно поэтому мне было очень близко и понятно то, что происходило и что произносилось на страницах этого романа. И в любом случае, это хорошая и живая проза о жизни, об афроамериканцах в США, о религиозном воспитании, о той культуре, о тяжёлых обстоятельствах и попытках примирить жизнь с библейскими принципами.