Больше рецензий

4 сентября 2021 г. 23:16

250

5

Мне не совсем понятно, почему книга, вышедшая давно, а сейчас немного дополненная и переизданная, с уже сложившейся отличной репутацией, попадает в лонг-лист премии «Национальный бестселлер».

Коллеги-критики, видимо, до этого не обращали внимания на неё или не читали вовсе, поэтому у них получились такие пространные рецензии, полные неподдельного удивления и/или негодования.

Я как человек, прочитавший всего Лимонова и практически всё, что о нём написано, обращался и к этой книгой. Поэтому сейчас мне остаётся только констатировать, что всё, к чему обращается Сергей Беляк, получается на самом высоком уровне: будь то его профессиональная деятельность или же творчество – литературное и музыкальное. Песни на стихи Лимонова в его исполнении прекрасны, а двойной альбом, который он организовывал, – это событие небывалое.

Книга же и в первой редакции, и в новой – займёт своё место в постсоветской истории России. Но не в литературе как таковой, а в совершенно особом жанре, который к искусству имеет довольно опосредованное отношение, – в жанре адвокатских баек.

Только не стоит видеть в слове «байка» отрицательные коннотации, наоборот: “баять” – значит, говорить и одновременно завораживать слушателя. А это у Беляка получается совершенно.

Адвокатские байки – жанр не новый, ему, наверное, столько же лет, сколько и самой профессии. Сегодня им виртуозно владеет, скажем, Александр Добровинский, а удачно применяет – да-да! – Владимир Путин. Рассказанная им плеваковская история с печенегами и половцами это доказывает.

Байки же Беляка – в этом можно не сомневаться! – со временем так же уйдут в народ. А то, что это не высокое искусство, – неважно. Главное – написано на совесть и способно войти в общественное сознание.

«Нацбест»