Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

5 сентября 2021 г. 18:19

1K

5 Найти ответ

Самое важное. Важнее чем все остальное. Самое ценное, то, без чего нельзя обойтись… Что это?

Свои границы, через которые не пускаешь никого и даже готов продать дом. Как в рассказе «Гордыня».
Отношения. Бесчестные, нелегальные, за которые тебе буквально приходится платить. Как в «Корри».
Свобода и никаких обязательств, никакого страха, что тебя привязали (читай – связали). Как в «Поезде».

Этот последний сборник нобелевского лауреата Элис Манро вышел в свет в 2012 году. Писательнице было 82 года, и она официально объявила об окончании литературной карьеры. И да, каждый рассказ наполнен философией зрелого человека, который многое понимает о жизни и о людях, который отлично знает, что любая трагедия не точка, а веха. И что жизнь это поиск… Что самое главное? Что дороже всей жизни?

Сохранить память – сохранить себя. Как в рассказе «С видом на озеро».

Быть лучшей женой своему мужу. Как в «Надежном тыле».

Выдержать, вынести отказ другого и перестать ждать его возвращения. Как в «Амундсене».

Этот сборник рассказов отличается от всего остального, что я читала у Элис Манро. Дело в том, что помимо «просто» рассказов, здесь есть нечто, что называется «Финал». Это и не цикл (потому что всего 4 истории), и не цельное произведение, все же Манро пишет в другом формате. Это рассказы-воспоминания «отдельное целое, автобиографическое по духу, хотя иногда, может быть, и не совсем автобиографическое по факту.  Я полагаю, что это — первое и последнее, а также самое точное, что я могу сказать о своей собственной жизни». Мне очень понравились эти слова про автобиографическое по духу. Лично для меня это о том, что восприятие чувствующего и чувствительного человека преломляет факты и может искажать их. И это не про ложь. Это про высшую степень искренности, потому что чувствуется именно так. Потому что факт не всегда равняется должной реакции, такой, какой она должна быть.

Я очень люблю прозу Элис Манро. Каждый рассказ, такой вроде бы скупой на эмоции, такой короткий (не по объему, а по динамике), такой вырванный из канвы жизни (жизнь текла до и будет после)… каждый рассказ впечатывается в меня, проникает под кожу и трогает до глубины души… Я несколько раз давала почитать сборники Манро, и сейчас понимаю, что ни разу не угадала. Наверное, все дело в восприятии, в каком-то лично моем узнавании своих демонов, я не знаю. Но это моя писательница. На все сто процентов. И этот сборник стал таким же любимым, как и все остальные. И каждый рассказ, каждый ответ отзываются в душе.

Что самое главное? Самое важное и ценное? Что дороже самой жизни?

Узнать цену запретного плода и мыслей о другом мужчине. Как в рассказе «Постичь Японию».

Понять смысл страшной трагедии детства. Как в «Карьере».

В каждом рассказе свой ответ, а в последнем, автобиографическом «Дороже самой жизни» дан ответ окончательный – собственный ребенок.

Это рецензия из моего жж