Больше рецензий

6 сентября 2021 г. 18:33

2K

4.5 Деструктивность - это банкротство личности.

«Анатомия человеческой деструктивности» - большой труд, в котором дана попытка всестороннего рассмотрения феномена деструктивности человека в его разных проявлениях, с самыми широкими связями: эволюционными, физиологическими, психологическими, социальными.

Книга очень интересная и весьма полезна, хотя в некоторых частях и показалась несколько несоразмерной по освещению различных аспектов агрессивности. В первой части очень много места занимает полемика с приверженцами инстинктивной теории агрессии и бихевиористами. На основании глубокого рассмотрения поведения животных, первых человеческих сообществ и примитивных племен обосновывается вывод, что агрессию в целом невозможно принять как инстинктивно заданную доминанту поведения человека. Более того, агрессивность общества и индивидов растет вместе с развитием цивилизации.

Вместе с тем невозможно рассматривать деструктивность только как феномен ответной реакции на различные социальные, ситуационные и личностные раздражители. Такой подход может дать распределение наиболее характерных реакций, но не прояснить истину, тем более, он не дает ответа на корни формирования деструктивности.

Поэтому подход Фромма – с одной стороны, соединить анализ всех побуждающих факторов к проявлению агрессивности; с другой – разделить само понятие агрессии в зависимости от ее происхождения и направленности. Таким образом, получается, что в каждому человеку присуща биологическая форма агрессивности, связанная с самозащитой. При проявлении опасности человек, как и животные, чаще всего бежит, но если это затруднительно – включатся механизм оборонительной агрессии. Такая агрессия не деструктивна, обусловлена необходимостью выживания и в целом не ведет к большим потерям.

Деструктивная агрессия связана с необходимостью и получением удовольствия от разрушения, причинения вреда и страданий. Именно она отличает человека от других животных. Развитие такой деструктивности порождает крайнюю жестокость человека, склонность к уничтожению, войнам, подчинению и т.д. Истоки этой агрессии связаны с характером человека, спецификой общества, в котором он живет, принятых и навязанных ролей. Она формируется вместе с характером, взрослением и проявляется в экстремумах в садистском типе характера. И виновно в этом часто общество с теми ценностями, которое оно забило глубже всех естественных и позитивных побуждений в голову большинства людей.

Понятие престижа, принятие власти, авторитаризма, ограничение и самоограничение в творчестве, строительстве любви и жизни приводят к деградации человека. И деструктивная агрессия – это один из важных симптомов распада. Человек хочет разрушать, подчинять, подгребать под себя, когда он банкрот. К сожалению, объективные и субъективные обстоятельства толкают к банкротству все больше людей.
Выход один, и этот тот выход, о котором Фромм говорит во всех своих книгах. Его называют радикальным гуманизмом, хотя само использование слова «радикальный» в данном контексте говорит о том, что наше общее состояние сейчас довольно плачевно. Радикальный гуманизм – это то, что я всей душой поддерживаю. Видеть его блестящую аргументацию, потрясающий, волнующий слог Фромма, беспощадность к порокам и оптимизм, построенный на самых простых и глубинных убеждениях – это всегда наслаждение.

Все просто. Если человек захочет продуктивно жить – ему не понадобится забивать себя в угол агрессией, не понадобится калечить себя и других. Это возможно, если выхватить главное. Понять и поверить, испытать, что любовь сильнее власти, что творчество важнее престижа, что свобода нужнее иерархии, возможность дарить глубже, чем радость отнимать. Что незачем заниматься вытеснением, незачем строить себе тюрьму, ни к чему заменять связи механистическим сцеплением. Каждый каждому и все вместе друг другу могут дать неизмеримо больший потенциал и счастье, чем прописные «циничные ценности» - товары, деньги, успех, возможность подчинить, потребленные женщины, лошадиные силы, попранные люди. Человек и так уже достаточно превратился в механический автомат, насквозь пропитанный фальшивыми иллюзиями и чужим мусором, принимаемым за идеологию. И здесь важно понимать, что если все сейчас заведено так, то это не говорит о том, что и для тебя тоже так должно быть заведено и, еще меньше, о том, что по другому никогда не бывало и не будет. Все настоящее и великое, что случилось, перед этим было трудно помыслить. Только совсем недалекий человек может сказать, что развитие остановилось. И если бы это было так, то и правда можно бы впасть в отчаяние, но это не так.

Подобные книги дают вдохновение жить по-настоящему. Открывают четко и ясно то, что и так, возможно, носишь в себе. Я благодарен Фромму. Давайте не замещать скуку фантиками, давайте исключим ее поразительным сиянием необузданной, единственной, восхитительной жизни, которая нам дана.