Больше рецензий

katrinka_we

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 сентября 2021 г. 15:12

145

0 «Неучебник» — какое очаровательное название для ушей школьников

Звучит куда интереснее серьёзного слова учебник. Очень выгодно смотрятся эти книжки на столе учителя, потому что моментально вызывают интерес у любопытных учеников. «Что это?», «А что значит неучебник?», «Мы по такому учиться будем?» — обязательно прозвучит из уст ребят.

Такое название наводит на мысль, что под обложкой скрывается нечто развлекательное, но я назвала бы это увлекательным: подробные описания языковых процессов и интересные тексты к каждому правилу.

картинка katrinka_we
Правила, которые приведены в «Неучебнике», иногда дополняют информацию школьного учебника, а порой даже можно встретить расхождения. Именно поэтому авторы и дали пособию такое название, — чтобы быть свободнее в подаче материала.

Тексты перед правилами не всегда удачные, я бы даже назвала их странными. Да, языковой процесс в них проследить можно, но смысл и подача отбивают всякую охоту делиться этими стихами и рассказами с учениками. Им не заходит такое, я проверяла. Даже мои “творения” бывают смешнее для учеников.

Упражнения однотипные. Почти в каждой главе есть задания отметить верные утверждения, вставить пропущенные слова, иногда работа с таблицей — это на знание правил, и вставить пропущенные буквы, записать словосочетания или предложения со словами, — это на применение правил. Также есть упражнения со звёздочкой (условно): найти ошибки, объяснить что-то, написать текст.

Если учителю использовать «Неучебник» как дополнительный материал, то это неплохое подспорье, но как основное пособие в обучении совершенно не подходит.

Можно иногда давать упражнения оттуда, использовать как карточки на уроках, можно применять некоторые тексты и давать читать правила интересующимся ученикам.

Из практики с «Неучебниками»:
мама ученицы на семейном обучении попросила меня использовать эти пособия на наших уроках. Я согласилась, но отметила, что основой они не станут. Сама девочка с энтузиазмом начала работать с книгами. Ей нравилось конспектировать главы. И это была хорошая работа. Ученица с таким интересом рассказывала о процессах русского языка и так удачно структурировала информацию. Но упражнения ей очень скоро надоели, поэтому мы отказались от однотипных заданий, но продолжили читать нелёгкий текст правил.

А есть ученики, которые не могут разобрать сложные описания, но рады понятным и предсказуемым упражнениям.

Каждому своё, а «Неучебники» вполне могут быть в библиотеке учителя. Но вот брать детям для домашнего чтения или даже для семейного обучения я не стала бы. Хотя ответы там есть, так что проверить себя или ребёнка можно.