Больше рецензий

Uchilka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 сентября 2021 г. 17:14

3K

4 Свобода, Равенство, Братство или Смерть!

Не секрет, что довольно трудно соблюсти правила игры, когда хочется и рыбку съесть, и косточкой не подавиться. В романе "Повесть о двух городах" Чарльз Диккенс выступает как приверженец социального равенства, дюже сочувствуя угнетённому классу, и вместе с тем как большой гуманист громко протестует против методов смены власти. Поэтому вначале автор со вкусом описывает зверства дворянского сословия (чего стоит одна только сцена, где карета маркиза насмерть давит мальчика), а потом, во второй части, с таким же смаком показывает бесчинства победителей-революционеров. И за этим ясно видится позиция Диккенса: да, революция давно назрела, но в идеале она должна быть бархатной, без кровавого террора и бессмысленных жертв. Такая смена власти тоже, как оказалось, возможна. Но произошло это значительно позже, в Чехии, в конце прошлого столетия, а у Диккенса - дела давно минувших дней: Франция XVIII века, где накануне очень удачно для революционеров врач и член Национальной ассамблеи Жозеф Гильотен предложил использовать для казни механизм для отсечения головы, названный позже его именем.

"Повесть о двух городах" - один из двух исторических романов Чарльза Диккенса. Здесь он смело обращается к теме Великой французской революции, правда очень по-своему обращается. Предпосылкам переворота уделено не так много места, всего-то пара штрихов, но по-диккенсовски ярких, драматичных до последнего предложения. Ход революции тоже не обозначен. Её символом и единственной худо-бедно описанной сценой выступает взятие Бастилии. Далее - закадровый сумбур и зверства революционеров. Можно было бы, наверное, сказать, что революция служит фоном рассказанной автором истории, если бы не тот факт, что сама революция также выступает главным героем книги. Она активно участвует во всех событиях, без неё не было бы никакой трагической судьбы остальных персонажей.

Персонажи, кстати сказать, мало чем отличаются от других персонажей Диккенса. В том смысле, что, если уж герой хорош, то до кончиков ногтей, а если плох, то по самую маковку. Насыщенная чёрно-белая гамма, столь характерная для автора. И бонусом единственный герой, который по законам жанра из "плохого" переходит в разряд "хороших", причём переходит героически. Но мне как-то не хочется рассказывать о сюжете. Сам по себе он коротенький, простой и, естественно, полный трагизма. Мне, как и многим читателям, понравились описанные Диккенсом сцены из жизни Парижа и Лондона: эта атмосфера ужаса во французской столице и нездоровое затишье в столице английской. В остальном же это привычный роман мастера - красивые описания, чуть картинные, но очень живописные герои, немного иронии и море сантиментов.

Книжное государство. Строим Хилл-Вэлли в составе "Стройотряда КЛУЭДО" вместе с Викой SantelliBungeys , Таней tatianadik , Наташей thali и Олей Penelopa2
+
Собери их всех!