Больше рецензий

EsperanzaN

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 октября 2021 г. 01:25

682

4

Всё очень запутанно, динамично и трагично донельзя. Столько интриг, предательств и страстей на страницу текста не снилось даже сценаристам мексиканских мыльных опер. Наверняка, многие из этих сценаристов перечитывают Шекспира ежегодно для идей и вдохновения.
В общем с "Королем Лиром" точно не соскучишься - одни переодевания персонажей чего стоят - надел одеяло на голое тело вместо приличных кальсон, и тебя уже родной отец не узнает (в латиноамериканских сериалах тоже такое было, точно помню)

Так кто же наш несчастный Лир? Преданный дочерями трагичный старик или авторитарный сумасброд получивший жестокий урок? Одно, конечно же, не отрицает другого.
В первой сцене мы видим самодержца - хозяина: жизни, дочерей, подданных и всего Туманного Альбиона. От такого груза власти легко умом тронуться. Что наш герой сразу и демонстрирует - отрекается от младшенькой дочери, кляня её последними словами за пустячное неповиновение , изгоняет прочь старинного друга и верного слугу графа Кента. И при всем этом параллельно самолично отказывается от власти, отдавая королевство в распоряжение двум старшеньким дочам. Ну явно же - человек отлетел от реальности и плавает где-то в прекрасном дивном мире, где он практически Бог, дарующий милость тем, кто готов принимать её с Огроменной Любовью и Почтением. По странной логике Лира, наделённые этой милостью должны по гроб жизни обожать его и ноги целовать. А неблагодарные... тут король на ругательства не скупится.

Такого Лира мы видим недолго. С утратой власти, с каждой сценой уходит спесь и приходит понимание, что мир и люди совсем не такие, какими видятся с высоты трона. Безумие короля (кто бы мог подумать?) дарует ему здравомыслие. И вместо залихватских фраз про свиту, почтение и все такое, Лир, нацепив на голову венок из цветочков блаженно вещает о собственной глупости и социальном неравенстве. Правда делает это достаточно цветисто и не всегда понятно для современного читателя.

Параллельно развивается еще одна сюжетная линия с другим несчастным отцом - графом Глостером, которого предает уже сын. Отец Глостер - фигура невероятно трагичная, претерпел он не меньше главного героя, хотя единственным грехом его была лишь доверчивость (а может глупость?).

Из этих историй складывается, как минимум, два вывода.
Первый: в те далекие времена с воспитанием у знати было совсем плохо. Конфликты отцов и детей были куда более острыми и разрушительными, чем нервический бунт Базарова. Судя по пьесе, от 50% до 70% потомков были жуткими властолюбцами, готовые родных отцов удавить за наследство - вот это я понимаю - конфликт поколений.
И второй: власть туманит мозги, круче всяких черепно-мозговых травм. Официально безумный Лир, по сравнению с остальными, выглядит всего лишь лёгонько помешанным. Что там только не творили все эти дворяне. Вот, например, приехали семьёй в гости, и вместо спасибо за гостеприимство хозяину глаза выкололи (у Тилье и Несбё так только маньяки поступают, а тут почтенный герцог). Короче - кровища и безумие.

В общем, все эти интриги-предательства-переодевания разрешаются в последнем акте. Трагично разрешаются, не в пользу ни отцов, ни детей. Бесхозное королевство достаётся почти случайным персонажам, вроде бездетным - что, наверное, даёт надежду знати и поданным какое-то время пожить спокойной скучной жизнью.