Больше рецензий
2 октября 2021 г. 12:54
1K
5 В поисках гармонии
РецензияВ третьем романе Гессе продолжает развивать полюбившиеся темы. Книге остается присущ все тот же лаконичный стиль, однако концептуально автор начинает отступать от привычной композиционной и сюжетной камерности, в рамках которой строилось повествование в романах «Петер Каменцинд» и «Под колесом». Действующих лиц здесь больше, диапазон проблематик чуть шире. Но прежним остается одно - общий философский стержень.
Герой Гессе - это одиночка, задающийся вопросами мироздания и собственного я. Персонажи прежде всего учатся жить и слышать самих себя. В этом плане герой «Гертруды» Кун не стал исключением.
Из-за несчастного случая в детстве Кун получает серьёзную травму, сделавшую его калекой. Приобретённая хромота очень сильно повлияла на самоощущение Куна, постоянно заставляя его думать о своей неполноценности.
Инвалидность, впрочем, не помешала ему добиться успеха в жизни. Юношеское увлечение музыкой переросло если не в страсть, то в крепкую преданностью ремеслу. Трудолюбие и усердие сделали из Куна подающего надежды композитора, талант которого смог разглядеть влиятельный оперный певец Генрих Муот.
Они очень разные. Вероятно именно контраст темпераментов вкупе с родством интересов смогли подружить холеричного Муота с кротким Куном.
Мелодраматичность сюжету добавляет вставшая между двумя мужчинами женщина, чьё имя вынесено в заглавие романа. Муот добивается Гертруды относительно быстро, что на фоне немного инертного главного героя, вечно сомневающегося в самом себе, и пребывающего в бесперспективном статусе «вечного друга», кажется безоговорочной победой. Но это лишь на первый взгляд.
Роман интересен не любовными перипетиями персонажей. И пусть название вас не обманывает. В книге «Гертруда» пассия главного героя мало того, что появляется едва ли не в середине произведения, так ещё и в целом крайне схематично представлена. Автор на ней вообще не фокусируется. Мы знаем о ней лишь со слов самого Куна, который многое оставляет за кадром, концентрируясь на меланхоличном изложении событий с периодическими отступлениями в сторону размышлений о музыке.
Молодого композитора занимают вопросы гармонии и не только в музыкальном смысле, но и применительно к жизни. Как и в дебютном романе Гессе через творческие опыты своих героев размышляет о смысле человеческого существования, где одним из основных тезисов является не «создать что-то великое», а научиться жить, познать какую-то истину, какая смогла бы в себя вместить личностные ориентиры с одной стороны, а с другой послужить отдушиной. Тем, что помешало бы преждевременно потухнуть пламени у той свечи, что называется жизнью.
Я прочёл три ранних романа Гессе подряд, не на что другое не отвлекаясь. Эти книги очень схожи. Их роднит меж собой не только идейная составляющая, но и романтическая тональность, сообщающая текстам Гессе особую лиричность, в которой проступают очертания такого удивительного феномена как anemoia (чувство ностальгии по временам, в которых ты не жил).
«Гертруда» видится мне лучшим романом из первых трех у Гессе. В книге цепляющий и правдивый финал, ценные размышления, развивающие идеи предыдущих книг, и та самая бытовая достоверность, что делает историю чертовски близкой рядовому читателю.
Комментарии