Больше рецензий

Wender

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 октября 2021 г. 21:32

1K

3

Когда-то в глубоком детстве я впервые взялась за роман Дюма и... пропала. Сначала я перечитывала "Три мушкетера", буквально закрывая финальную страницу и тут же открывая её вновь, потом грустила над "Двадцать лет спустя" и пламенно возмущалась "Виконтом де Бражелоном".
Потом случился «Граф Монте-Кристо», и традиция возвращаться к нему каждый год. Были и "Две Дианы", разбивавшие сердце финальной сценой.
Ну, думаю уже очевидно, что исторические приключенческие романы Александра Дюма украли моё сердце. На книжной полке родительского дома у меня оставался только один непримиримый противник - "Королева Марго". Есть стойкое ощущение, что я неоднократно брала потрепанный синий томик, добиралась примерно до 50-ой страницы и на этом всё заканчивалось. Потому что всё было слишком скучно и раздражающе.
Спустя годы никаких воспоминаний об этом чтении не осталось, кроме пугающего ощущения, что я помню эти жуткие раскадровки предательства Варфоломеевской ночи. Пришло время вернуться и пройти путь длиною в 640 страниц целиком.

И этот роман мне по-прежнему не нравится. Причем дело тут не в том, что я повзрослела, потому что, не повзрослев, я даже не могла заставить себя его прочитать.
Просто оказалось, что в этой Франции, где очень медленно катится к закату звезда Валуа, чтобы уступить место Бурбонам. И случается судьбоносный союз между французской принцессой Маргаритой де Валуа и Генрихом Наваррским, которому предстоит стать Генрихом IV. Этот династический брак знаменуется кровопролитной бойней в Варфоломеевскую ночь, когда католики избивают и убивают протестантов, и становится партнерским союзом двух сильных людей, а не настоящим браком. И тут важно понимать, что Александр Дюма переврал и перекроил существенную часть истории, взяв участников истории и наделив их совсем другими характерами и поступками. Поэтому ориентироваться на этот роман как на реальную часть истории можно только очень условно.

Тем не менее вместе с этой супружеской парой незаметно пролетит целых 2,5 года парижской жизни под правлением короля Карла IX. А кроме них активными участниками событий будут младший брат короля и королевы Марго - граф Алансонский, два дворянина Ла Моль (бывший гугенот) и де Коконас (католик). И именно эти два дворянина неимоверно портили удовольствие от чтения, вся эта выспренняя дружба, появившаяся в финале взаимных попыток убить, выглядит ну очень безумно.
Да и сам формат взаимоотношений, когда вы только познакомились и уже друзья, через пару минут звонит колокол, возвещающий бойню, и ты решаешь убить друга сам, чтобы другие "не сделали это жестоко", а он негодяй смеет сопротивляться и ты уже пытаешься убить его жестоко - выглядит крайне безумно. И вся это история с убийством семьи тех, кому ты должен, пользуясь бойней и верой, представляется совершенно отвратительной.

Не менее отвратительной выглядит и Екатерина Медичи, настолько одержимая ненавистью и страхом перед пророчествами, что эта женщина готова буквально топить в крови весь город. Неважно что это будет - гибель родных детей, выпотрошенные животные, яды или страдания - только бы достичь своей цели. То насколько выжжена ядом эта женщина представляется просто чудовищным.
Самое страшное злодеяние, свершившееся, пусть и не по её воле, но её руками пугает невероятно. Быть обреченным на длительное и мучительное умирание, зная, что тебя убили это кошмарно. А сдержать ярость и не мстить во имя семьи это нечто, требующее поистине безграничной веры в то, что ты делаешь и чему служишь.
Я уверена, что не вернусь к этому роману и сомневаюсь, что возьмусь за другие романы из цикла о Наваррских. Но зато решительно уверена, что вернусь к изучению истории Франции, которая так притягивала в детстве.