Больше рецензий

16 октября 2021 г. 18:29

472

4

Когда-то примерно сто лет назад я прочитала где-то чью-то хвалебную оду «Полубрату», из которой поняла, что книгу надо обязательно найти и прочитать, что она странно написана и, уж не знаю, почему так отложилось в памяти, — что это какое-то мутное повествование о мутных личностях, которые варятся в мутных отношениях и проживают их, приправляя то тут, то там какой-то мутной философией.


Так вот, начиная с «мутного повествования», все абсолютно не так. Книга действительно написана не очень обычно: редкая красная строка, все диалоги спрессованы в огромные абзацы, на этом ее самые яркие необычности заканчиваются. Это действительно очень плотный текст, который, как в воронку, засасывает и переносит читателя в детство и юность главного героя, Барнума, где, наверное, единственная «мутная» личность — это его сводный брат Фред, но мутный он совсем не в утомительном современном смысле.


Это история, по сути, довольно обычного семейства и друзей гг, где есть свои чудики и алкоголики, свои таинственные туманные души и свои подниматели настроения, свои хулиганы и спасители. Причем иногда всё или почти всё это — один и тот же персонаж.


Я бы советовала просто брать и читать. Ну кто еще напишет вам про будни, печали и радости молодого сценариста ростом 1,5 метра, по сценариям которого не снят ни один фильм? Про человека, навечно замороженного в льдах Гренландии, чье письмо становится судьбоносным аж до пятого поколения после него? Про чемодан, полный аплодисментов, принадлежащий человеку, собиравшему ветер и спасенному от бомжацкой доли директором цирка? 


Кристенсен пишет взрослую книгу голосом взрослого ребенка, и она получается смешной, грустной, трогательной, дурацкой, теплой, жесткой, правдивой и привычной, как любимый свитер, из которого не хочется вылезать. И когда автор под конец отводит несколько глав взрослым годам героя, становится не так интересно. Самое то, ради чего стоило читать, осталось в детстве.


Читайте.