majj-s

Эксперт

без ложной скромности

20 октября 2021 г. 12:25

278

4 Особенности гендерно-возрастной самоидентификации

Но теперь ты знаешь, что у тебя есть куда умереть.

У книги странное название, которое не назвала бы возбуждающим интерес. "Рассказы" хорошо, это мы любим, короткая форма при знакомстве с новым автором всегда предпочтительнее романа.  Большой объем всякого вывезет, а вы в малом попробуйте, чтобы и уму, и сердцу, и чтобы мы вас полюбили-запомнили. "Пьяного" - хуже, чего-чего, а пьяных излияний слушать совсем  не тянет. "Просода" - а это что за зверь? Рапсода знаю,  сказитель в Древней Греции, а о просодии заемная у интернета эрудиция говорит, что это раздел фонетики, в котором рассматриваются особенности произношения. Там долго перечисляется  глоттализации и палатализации и еще всякое, но я, в простоте думаю: просодия делает возможность слушать одного человека радостью, а другого пыткой.

На том сойдемся,  и станем надеяться, что  слушать Надю Делаланд будет в радость. Десять новелл составляющих сборник, объединены фигурами старика рассказчика, над которым время словно бы не властно и его слушательницы: девочки, девушки, молодой, потом зрелой, пожилой, старой женщины. Жизнь сводит  их в  интермедиях через десятилетие, и каждый новый рассказ обрамлен обстоятельствами очередной встречи.

Первые две истории показались недурными модернистскими  зарисовками. Вот художница, она одинока, и садовые цветы составляют все  ее общество, а собака ей как дочь.  Вот девочка в студии бального танца, ей достался отличный партнер что при вечном дефиците мальчиков в этой дисциплине сказочная удача, и могло бы стать началом большой дружбы, когда бы не.... И чего  Алексей Сальников нашел в сборнике такого уж экстраординарного, что так расхваливал в предисловии? - подумала.

А потом был третий рассказ "Кое-что", и внезапно род статического электричества пошевелил и поднял от корней волосы на затылке. Как в "Писателях и любовниках" Лили Кинг, когда одна девушка говорит другой,  что от хорошего текста у нее чешется лодыжка, с моими лодыжками все нормально, но вот эта волна физиологической реакции на чтение - она такой встроенный маркер: "вещь стоящая".

Следующий рассказ "Зеркало" тоже очень хорош, и следующий за ним "Зрение", дальше все снова  уходит в чуть манерное говорение ради говорения (ну, это на мой вкус, Сальникову "Живые камни" понравились, он в предисловии фрагмент из них цитирует).

Лейтмотивом всех рассказов и обрамляющего сюжета звучит тема разделенной души, платоновых половинок, которые ищут друг друга, а найдя, в самых, казалось бы, неподходящих физических ипостасях, притягиваются,  соединяются, и ничто уже их не расплетет. Старик становится молодой женщиной, а она - им, и это воспринимается естественно, они - одно.

"Рассказы пьяного просода" не заставят меня целенаправленно охотиться за всем, написанным Надей Делаланд, но встретив от нее что-то новое, постараюсь не пропустить.

##рассказы, современная проза, Ясная поляна 2021, Эксмо

ТГ Book Addict

Комментарии

Майя, про лодыжку нужно будет запомнить)
Пока читал вашу рецензию, почесал шею..
Это считается? Или только на лодыжках сбывается?)
А тема сборника любопытна. И как понимаю названия рассказов все направлены на эту память единения.. платоновых половинок.

Хорошего вечера вам)

+2 20.10.21

Спасибо, Саша. И вам прекрасного вечера. Про шею надо подумать))

+2 20.10.21

Майя, спасибо огромное! Как чудесно Вы написали, даже самой захотелось перечитать!)))

+1 21.10.21

Вам спасибо. Надя. Вы очень талантливы. А история про Лиду - это просто - У-ух!

+1 21.10.21

Ура, спасибо!!!))) Очень рада, что Вам понравилось!

+1 21.10.21