Больше рецензий

24 октября 2021 г. 18:13

463

2 Навроцкие продержались!

"Выстрел" – заключительная часть трилогии Анатолия Рыбакова о Мише Полякове.
Действие происходит в 1927 году в Москве. Это время НЭПа – Новой экономической политики большевиков.

Справка. После победы в Гражданской войне в 1922 году (кстати, развязанной белогвардейцами и учинивших сначала Белый террор) большевики были вынуждены восстанавливать разграбленную интервентами страну, поднимать ее из руин, налаживать нормальную мирную жизнь, решать кучу проблем – организационных, образовательных, продовольственных, экономических, любых, которые только можно себе вообразить. И, конечно же, надо было решить вопросы с товарами народного (широкого) потребления. Поэтому были сделаны послабления для мелких частников, кустарей, производителей, торговцев. Была временно разрешена частная собственность. Такие меры улучшили положение в стране в какой-то мере, но, как водится, там, где есть нажива, там будут процветать и мошенники, и жулики, и взяточники, и прочие преступники. Далеко за примерами ходить не надо: таково и наше время сегодня.

Одного такого дельца-мошенника Анатолий Рыбаков хорошо показал в повести – Навроцкого Валентина Валентиновича, спекулянта-торгаша. Тот наладил преступную схему похищения мануфактуры с ткацкой фабрики: под видом брака по дешевке выкупал качественную ткань и продавал ее задорого. Воровал вагонами. Банально. Но как и бывает в жизни, жадность фраера погубит. И его начал подозревать главный инженер фабрики, честный, порядочный. Чем это кончилось, тоже ожидаемо: главного инженера убивают. В убийстве обвиняют невиновного человека.
Миша Поляков, комсомолец, неравнодушный человек, практикант на ткацкой фабрике, вовлекается в череду событий и в конце повествования выводит на чистую воду преступника. Благодаря Полякову невиновного оправдывают. Такова сюжетная канва повести.

Читать легко и интересно, стиль хороший. Очень много дано автором примет той эпохи. Персонажи хорошо проработаны. Этого у Рыбакова не отнять. Мастер.

На мой взгляд, из трех частей серии книг о Мише Полякове и его друзьях, Генке Петрове, Славке Эльдарове, "Выстрел" – слабая. Другие книги – "Кортик" и "Бронзовая птица" – сюжетно много занимательнее. По мотивам всех трех книг сняли классные кинофильмы. Навроцкого блестяще сыграл несравненный Евстигнеев. Фильм называется "Последнее лето детства".

Несколько слов об авторе.

История показала каким подлецом, лицемером, перерожденцем оказался писатель А. Рыбаков. Достаточно почитать книгу его воспоминаний! Рыбаков писал проникновенные, пронизанные патриотизмом к СССР повести для детей, но сразу же после предательского распада страны перекрасился, переобулся, предал всё, о чем он так хорошо писал. Стал убежденным антисоветчиком. Написал тенденциозную, лживую (так как она претендует на некую историчность) трилогию "Дети Арбата". Восхищался предателем и лгуном СоЛЖЕницыным. Умер в Нью-Йорке.

Но отдадим ему должное. Рыбаков в 1975 году предсказал последующие события, вложив в уста своего героя Навроцкого слова: "Эти склады, пакгаузы, фабрики и заводы – все будет принадлежать ему, его время придет, важно еще немного продержаться".

Навроцкие продержались!

Комментарии


"Дети Арбата" - трилогия , писалась ещё с 50-х годов. Писалась "в стол". Понятно, что такая книга была под запретом. И Рыбаков ничуть не перекрашивался. А просто занимался писательским ремеслом, зарабатывая себе таким путём на жизнь. И ждал момента, когда своё главное произведение можно будет опубликовать.


Рыбаков в своих воспоминаниях, как водится, противоречит себе в деталях: в одном месте пишет, что начал писать "Детей" сразу после ХХ съезда КПСС (1956), в другом – в начале 60х. Это еще более обнажает его лицемерие! А что он в 1972 году не напечатался тайком за границей, когда, по-его словам, он закончил, как вы говорите, – свое главное произведение? Свалил бы как Солж или Войнович на Запад и там Родину поливал бы грязью! Нет – остался! Что еще более говорит о нем, как о малодушном трусе, типа Нагибина, кототорый тоже фигу держал в кармане и лицемерненько правильные вещи писал на публику. Для вас "Дети" – главное рыбаковское произведение. А по мне, так – это тенденциозное, конъюктурное, написанное в модном в 90х жанре "Сталин-ГУЛАГ" писево.  Никто его не вспоминает особо. Ну разве что Хаматову потроллить. Для меня его главное произведение – это трилогия про Мишу Полякова. Лучше он больше не написал ничего. Даже когда свалил в Израиль от комиссаров в пыльных шлемах.