Больше рецензий

24 октября 2021 г. 18:36

3K

4.5 Зубами скрежещет великая пустота

Я совершенно не помню, откуда я узнала про Юкио Мисиму, но, тем не менее, давно уже порывалась его почитать. В моём представлении он рисовался эпатажным автором откровенных произведений (так я решила, будучи наслышана об "Исповеди маски"). Но всё же по случайности, впрочем, начала с "Золотого храма", и, наверное, не зря, ведь это самое известное произведение Мисимы.
"Золотой храм" обрушился на меня своей многозначностью смыслов и символической структурой. После первого прочтения я признала, что мало что поняла. Меня редко настигает такое замешательство - обычно я наоборот достаточно ясно вижу общий замысел произведения. А тут дело прямо-таки застопорилось. Я начала искать литературоведческие статьи, чтобы знающие люди мне объяснили, о чём я только что прочитала. Теперь я могу сказать, что в целом я достаточно верно истолковала фабулу и то, что в "Золотом храме" относится к европейской традиции. А вот отсылки к восточной философии мне малопонятны, поскольку Азией я никогда глубоко не интересовалась. Хоть тот же Ясперс, размышляя об осевом времени, проводит аналогии между различными культурами, которые в один исторический момент перешли к структурно похожему мышлению... и всё же нет. С позиций европейской культуры очень нелегко понять паттерны азиатской, наверное, культурные манифестации последней очень отличны, хотя я и согласна с Юнгом в том, что мифологическая основа обща для всех народов.
Япония как единый культурный фон романа вызывает тревожное ощущение сумрачности. Золотой храм в ней выглядит как яркий световой символ, который иногда возникает в мрачных снах, полных абсурда, напоминающих картины Уильяма Блейка. Мисиме удалось описать такой безнадёжный мир, в котором неудивительно появление такого героя как Мидзогути. Любопытно, что имя главного героя вообще редко фигурирует в романе - это, разумеется, часть образа "маленького человека", но не такого, как в русской литературе, где "маленький человек" вроде и бы и неплохой, зачастую просто несчастный, просто неприметный - маленький, одним словом. Нет, это "маленький человек" с большими амбициями. Разумеется, всё, абсолютно всё, первым делом напоминает историю Герострата, чей поступок с точки зрения его философского смысла вообще взволновал философию ХХ века, склонную к индивидуальной саморефлексии. Это такая уже, видимо, ставшая даже архетипической история ничтожества, желающего приобщиться к великому. Субъектом здесь всегда выступает некто, несущий в себе исключительно деструктивные мотивы, а объект - можно сказать, безукоризненное воплощение прекрасного, играющее связующую роль между земным и небесным. На мой взгляд, здесь воплощается извечная тема конфликта человека с Богом, которая с конца XIX века переходит в более материальное измерение (но её истинное значение всё равно считывается). У Мисимы Бог вообще исключён из этой проблематики - эстетика у него заменяет этику (что вообще очень характерное веяние времени, постулированное ещё в XIX веке Оскаром Уайльдом).
Как говорится, чертовщина заводится там, где пустота, вот в таком пустом, лишённом этических категорий мире и завёлся некто вроде Мидзогути. Добро здесь нежизнеспособно, поэтому надежды главного героя на моральное возвышение погибают вместе с тем, кто являл собой пример этого добра. Зато есть антагонист-соблазнитель, и, в общем, не секрет, что в этом произведении сильны фаустианские мотивы с характерным для этого сюжета предопределением нравственного падения главного героя.
Самый сложный смысловой пласт представляют собой символы красоты и смерти. Но это лейтмотив всего творчества Мисимы, поэтому, наверное, вне контекста остальных его произведений, вне их развития Мисиму вообще сложно понять. Отводя Красоте решающую роль, Мисима близок Достоевскому, но у последнего Красота этически облагорожена и во многом вписана в религиозный нарратив - у Мисимы, разумеется, этого нет, поэтому она становится вечно ускользающим и в целом вызывающим фрустрацию явлением. Если для европейской культурфилософии, для Хайдеггера, например, искусство, в первую очередь, вещественно - оно должно облечься в творение, то Мисима в лице главного героя "Золотого храма" размышляет о Красоте в категориях пустоты. Думаю, здесь необходимо даже не знание восточной философии, а вчувствование в неё, чтобы понимать эти категории дзен, но я могу лишь смутно прикоснуться к этому своим сознанием, скажем так.
Танатологические мотивы, как мне кажется, действуют в связке с понятием Красоты, служат ему, позволяя Красоте высвободиться из вещности, которая, видимо, для Мисимы совершенно излишня. Философия Мисимы похожа на бурлящий поток, который не находит для себя выхода и завершения. Красота взывает к Смерти, но та, в свою очередь, ни к чему не ведёт. На этой ноте и заканчивается "Золотой храм".
картинка eva-iliushchenko

Комментарии


В прошлом году читал-писал, но помню, что пластов там великое множество. Думаю, что в разном возрасте будешь обращать внимание на иное каждый раз. Мне понравилось больше всего наблюдать, как Мидзогути трансформируется постепенно из светлого в тёмного, если можно так выразиться. Грубо говоря, он перестаёт прислушиваться к доводам Цурукавы и всё больше склоняется к пониманию и принятию поведения Касиваги.


Согласна, этот мотив очень обращает на себя внимание, но я бы точно не назвала его светлым. Изначально он скорее нейтральный что ли, но со странностями, которые уже настраивают на то, что в будущем произойдёт его падение. Вообще, он очень неприятное впечатление создаёт; я читала, и мне было неприятно от того, что такой человек может существовать) Ну и антураж романа оттеняет главного героя: там всегда такая тревожная природа и погода. Персонажи Цурукавы и Касиваги очень талантливо выписаны. Ещё и Касиваги много рассказывает ГГ о своём мировоззрении, здесь тоже для меня было много непонятного. Напоминает, кстати, лорда Генри из "Дориана Грея", только у того философия элементарная.


я читала, и мне было неприятно от того, что такой человек может существовать

Во-во, точно такое же восприятие было.
А тебе не показалось, кстати, что образ храма как бы заменял и оттеснял у ГГ облик отца?

Ещё и Касиваги много рассказывает ГГ о своём мировоззрении, здесь тоже для меня было много непонятного

Одна из причин, по которым я не поставил высшую оценку, всё же чуждое мировоззрение у этих ребят, понять тяжело, ясно только, что написано отлично :)


Не знаю, по-моему, ГГ вообще всех значимых для него людей презирал просто. К отцу он был вроде как довольно равнодушен, считал его тряпкой из-за эпизода с матерью мб. Я не заметила, что на фигуре отца был сделан какой-то особый акцент. Почему тебе так показалось?
А ещё я думала, что концовка будет немного другой, что разовьётся тема с матерью, примерно как в оригинальной истории, по мотивам которой Мисима писал роман.
Насчёт фигуры отца, когда задумываешься про какие-то конкретные эпизоды. Например, почему ему понравилось давить ногой проститутку, то понимаешь, что на самом деле ничего не понятно) Вроде в целом сюжет и подтекст схватывается, но ещё столько всего, что осталось за кадром, мне кажется.
Я тоже не поставила высшую оценку из-за непонятной мне философской подоплёки романа, а ещё из-за чувства неприязни к ГГ. Причём бывают произведения, где ГГ тоже с деструктивными наклонностями и поступками, но такого отторжения нет - такой один из моих любимых романов "Пианистка" Эльфриды Елинек. А тут, видимо, на моё восприятие повлиял ещё азиатский контекст.


Отец по факту не мог ему ничего дать, кроме сведений о храме. Да и привёл его туда. Мидзогути обращается к храму, как к источнику ответов на вообще все вопросы, как мне показалось. Отец не мог, а храм смог, как-то так.

Я тоже не поставила высшую оценку из-за непонятной мне философской подоплёки романа

Вряд ли непонятной, ты вон сколько всего раскрыла в рецке, скорее неблизкой? Азиатский контекст тоже влияет, согласен на 100%. Планирую чуть позже "Исповедь маски" читать, всё же он талантливый мужик, вот.


Мне так не показалось, скорее он подчиняет себя храму, а потом пытается избавиться от этого подчинения или даже скорее сам подчинить себе храм. Такое чувство, что родители для него вообще не имеют значения, но детско-родительские отношения - это сложно, было бы интересно, кстати, пропсихоанализировать ГГ.

И то и другое, я же многие эпизоды вообще не поняла, когда я читала, я прям напряжение испытывала, пытаясь их понять, и в итоге просто читала дальше. Не вдумывалась. Я бы хотела прочитать какое-то подробное исследование о "Золотом храме".

Я недавно купила "Исповедь маски", а ещё биографию Мисимы, вот буду читать как-нибудь. Мне кажется, что "Исповедь" не так сильно связана с азиатским контекстом, она более общекультурная что ли, поэтому понять, наверное, легче. Я читала отрывки оттуда, и меня заинтересовали описания всяких сексуальных девиаций рассказчика - отсюда потом возник этот культ атлетичности и интерес к сюжету о св. Себастьяне.


В принципе, наши версии не взаимоисключающие) Он мог обращаться к нему за всеми ответами и попасть в подчинение, а потом хотеть избавиться.

Если вдруг решишь читать Исповедь, свистнешь? Я б тоже присоединился


Обязательно. Но это будет не скоро. Не в этом году точно. У меня новогодний флешмоб висит :D

Ага, у меня тоже висит. С прошлого года:)