Больше рецензий

19 февраля 2013 г. 22:34

839

5

Похожий на фотографии на НН Дроздова французский антрополог написал свои чудесные труды по вполне обычной причине – в научном сообществе КТО-ТО БЫЛ НЕ ПРАВ. А если точно, то не правы были Фрэзер, Тейлор &с., считавшие, что доцивилизованный человек думает так же как современный. А думает он не просто не так же, а вообще не так, настолько, что нам даже практически невозможно представить себе его восприятие. Люсьен Леви-Брюль рисует нам картину первобытного мышления, целиком пронизанного влияниями невидимых мистических сил, в каждую секунду определяющих жизнь и смерть человека. Логические противоречия вроде существования одного существа сразу в нескольких местах или операциональное тождество предмета и его символа, да и вообще всякая причинность совершенно несущественны по сравнению с влиянием потустороннего мира (потусторонний он для нас, для аборигенов он связан с чувственным в неразрывное целое). Чтобы как-то объяснить и обосновать коренные различия между логическим мышлением европейца и тем, как видели мир наши далекие предки, Леви-Брюль активно форсит три термина – пра-логическое мышление, закон сопричастности и придуманные неким Дюркгеймом коллективные представления. Делает он это зря – его объяснение не прижилось, что совсем не делает книгу хуже или менее значимой – важна сама основная идея, принятая и развитая другими. А подробное, роскошное описание в множестве примеров того, как человек на низших ступенях развития видит мир сквозь сеть мистических влияний и ведет с ними всякое общение, само по себе делает книгу достойной современного читателя.

Все же это была маленькая революция в понимании человека.