Больше рецензий

30 октября 2021 г. 16:03

1K

3.5 Спойлер

я бы хотела, чтобы мне кто-то заплатил за чтение этой книги. 23 дня каждый вечер в обнимку со словарем следить за тремя историями параллельно… в общем, она меня ушатала. иногда действительно было чувство, что я занимаюсь какой-то исследовательской работой. книга явно не для расслабона!


коротко: Дорст и Абрамс изобрели загадочного писателя Страку, за которого написали загадочный фэнтезийный экшн «Корабль Тесея», который стал основным текстом этого кирпича. также они придумали Эрика и Дженнифер, которые знакомятся на полях книги и там же развивают свою историю - анализируют путь гг, человека с амнезией, попавшего на корабль, делятся переживаниями по поводу учебы и родителей (Эрика выперли из колледжа, Джен пытается дожить до выпуска с достоинством), попутно расследуют, кто же такой был Страка - парень по имени Вацлав, выловленный из реки где-то в 1920х, сразу 5 личностей, писавших под выдуманным именем, кто-то еще? выясняют, что главный переводчик и комментатор книг Страки был переводчицей, влюбленной в этого самого Страку, и Эрик даже отправляется в Бразилию, ее последнее пристанище, чтобы позадавать всякие волнующие вопросы.


итак. формальная сторона. книга сделана роскошно, как настоящий подарок библиофилу и бумагофилу, можно даже ленточку не привязывать. дизайн на высоте во всех смыслах: том стилизован под старое издание середины 20 века, внутри полно всяких бумажек - открыток, вырезок, сканов, писем - которые мы так любим вертеть в руках и изучать, заметки на полях выглядят, как настоящие - разные почерки, разного цвета ручки, которые помогают читать по хронологии, - сразу скажу, мне нравится, что это такой концепт, который не засунешь ни в электронку, ни в, мама дорогая, это ваше ненаглядное аудио-шмаудио - настоящий гимн вековой традиции книгопечатания и книгочтения - это сборник бумажных артефактов, которые надо держать в руках, перекладывать, перелистывать, ощущать руками. да, существует электронная версия, но кому она нужна? 


содержание.. честно - средне. основной роман, ничего не могу сказать, поверхностной вещью как будто не назовешь: он поднимает философские вопросы (остаемся ли мы теми же с течением времени и со всеми изменениями по ходу, стоит ли пытаться уничтожить зло, если взамен вырастет новое, а также выбор между долгом или личной жизнью и подобное) и весь пропитан загадками, не все из которых разрешаются, - как и в жизни. но было чувство, что как отдельную книгу я бы это читать не стала. и дело даже не в том, что мы так и не узнаем, кто такой был С, по каким принципам существовал корабль, откуда явилась Сола, почему у всех матросов зашиты рты и так далее, но герой какой-то безликий, скучный, вечно мытарится и страдает от незнания, кто он такой, вечно вокруг него все умирают, пока он сам не начинает целенаправленно уничтожать агентов врага, что ему тоже много радости и смысла не приносит.


и эта парочка… девица местами меня бесила. хотя она не дура и успешно расшифровала много кодов в примечаниях переводчицы, эта все-таки дура везде видела романтику и этим капала парню на мозг. вообще, скажу так, здесь для меня все выглядит надуманным. у каждого из них есть своя тайная/трагичная история, которую Конечно Же, за все годы больше некому было доверить, кроме незнакомца на полях книги, оба они заплутали по жизни и без конца бомбят те же самые поля вопросами кто я, что я, зачем я, а вот если бы мои родители так не поступили, и все это без конца параллелится с событиями или отдельными строчками в самой книге - ой как удобно, ну надо же, история Страки и его женщины так удивительно начинает напоминать нашу современную историю. тут и агенты подоспели, девица в каждом встречном видит засланца из страшной организации С, которые уничтожают все на своем пути. и еще: дорогой, давай не будем повторять их ошибку и вообще отложи книгу, иди ко мне. ффффффффф


ощущение от книги так и осталось двояким: казалось бы, я привыкла к этим ребятам, в какой-то момент было странно понимать, что никакие реальные люди не писали на полях эту историю, а ведь так натурально звучат. но при этом мне мешает искусственность - начиная со слишком широких полей книги, на которых слишком удобно развернуть переписку, и заканчивая слишком переплетенными историями писателя сотоварищи и юных исследователей. ну и совсем заканчивая излишне нагнетенной загадочностью - ГГ потрепанный жизнью скиталец с амнезией ничегошеньки толкового о себе не выясняет, писатель так до конца и остается неизвестно кем, за девицей неизвестно кто следит, парню платит за работу неизвестно какой фонд и прочее. их бесконечные домыслы и предположения - что про смыслы в книге, что про личную историю автора - начинающиеся с or maybe, которое уже скрипело, как песок на зубах, - все это не добавило мне читательского удовольствия, и первоначальный азарт сменился усталостью от их бесцельных блужданий в сферах, которые их, по большому счету, вообще не касаются, и от их домыслов, которые недоказуемы и сто лет никому не нужны. 


вывод: это, как ни крути, очень интересный эксперимент, который потакает довольно пошлому и тривиальному человеческому желанию заглянуть и влезть своими руками в чужую историю - посредством такого натурализма, как рукописные заметки и вкладки - это исследование, требующее времени, сил и уровня английского сильно выше среднего. я полистала отзывы на goodreads - многих увлекла и захватила и основная история, и то, как общалась эта пара - что ж, они неплохие, но могли бы быть лучше, могли бы быть другими… в другой книге.