Больше рецензий

BelJust

Эксперт

по лени и унынию

4 ноября 2021 г. 12:58

1K

5

Очень люблю то чувство, когда начинаешь читать книгу без каких-либо великих ожиданий, а потом в истории растворяешься, получив от неё намного больше эмоций, чем мог предположить. Вот и здесь я думала прежде всего о дорожных приключениях, а получила невероятную историю о дружбе, о семье, причем зачастую семьёй становились люди, не связанные кровным родством, о взаимопомощи, о поиске дома, о маленьких чудесах, которые имеют значительные последствия, о трагедиях отдельных людей и целого народа, о надежде. Невероятно душевная, светлая книга о людях. Фоном для наиболее полного раскрытия этих самых людей служит Великая депрессия, ударившая в той или иной мере по всем. Но при этом кто-то, изначально хороший, погрузился в пьянство и моральное разложение, кто-то потерял всё, но находит силы делиться тем немногим, что осталось, с другими, кто-то несёт надежду и бесплатный суп, а кто-то умудряется извлекать выгоду из индейских детей, насильно вырванных из семей, или продажи нелегального алкоголя. При это Великая депрессия показана достаточно полно и красочно — со стихийными поселениями, возникающими из обездоленных людей, с разорившимися фермерами, с поиском работы, что для многих и многих стало весьма острым вопросом.

Начинается же книга с того, как Оди, его старший брат Альберт, индейский мальчик Моз, которому в младенчестве отрезали язык, и малышка Эми сбегают из Линкольнской школы интерната для индейских детей. Оди и Альберт, хоть сами белые, попали туда после того, как их отца, промышлявшего нелегальными поставками алкоголя, кто-то застрелил. Мать Эми же погибла из-за торнадо, а саму девочку хотела удочерить директриса сей школы, Тельма Брикман, известная среди воспитанников как Чёрная Ведьма, так что для Эми это было бы ужасным исходом.  Школа была довольно жутким местом, где индейских детей отлучали от их родной культуры (по принципу: убей индейца — спаси человека) и использовали в качестве бесплатной рабочей силы, сдавая в наём местным фермерам и именуя это облагораживающим трудом. Также дети подвергались наказаниям и всевозможному насилию. В какой-то момент побег для героев стал вопросом выживания, а не столько возможностью обрести лучшую долю.

Путешествие Альберта, Оди, Моза и Эми измеряется не столько расстоянием или временем, проведённым в пути, но и полученным опытом. Автор замечательно показывает, как ребята стали семьёй. И даже тогда, когда возникали конфликты или противоречия, остро ощущалась из связь, возникало чувство неправильности, когда кто-то из компании откалывался или старался обособиться. Опасностей и приключений много, как и важных жизненных уроков. Часто всё оказывалось не тем, чем казалось на первый взгляд, а поспешные выводы приносили вред. Есть в истории и тончайшие нотки магического реализма, те самые маленькие чудеса. Но при этом они так органично и ненавязчиво вплетены в повествование, что не возникает диссонанса и ощущения ненужной сказочности, к тому же их легко списать и на банальную удачу — пуля, пролетевшая в нескольких дюймах от сердца, лишние несколько часов, поворот тела при падении. Верить в магию или счастливые случаи — выбор читателя. Да, может показаться, что некоторые моменты сглажены и история могла бы быть страшнее, однако автор позволяет читателям самим представить варианты, где нет маленьких чудес.

В аннотации книгу сравнивают с  Делия Оуэнс - Там, где раки поют  , и я рада, что как-то пропустила этот момент, ибо не уверена, что тогда бы решилась читать (роман Делии Оуэнс мне не понравился). Так что если ищите что-то, похожее на "Там, где раки поют", то общего здесь практически нет (можно притянуть условно, что истории про детей, выживающих без взрослых, но и дети, и посыл, и суть историй совершенно разные). Зато "Эта ласковая земля" полна красивых отсылок к другим известным произведениям. Сам автор в послесловии отметил, что хотел написать более современную версию  Марк Твен - Приключения Гекльберри Финна  и вдохновлялся творениями Чарльза Диккенса. Я же отметила отсылку к  Фэнни Флэгг - Жареные зеленые помидоры в кафе Полустанок  и некоторое сходство по атмосфере сцен в Сент-Луисе и розовом доме тётушки Джулии с  Уильям Фолкнер - Похитители  . При этом история достаточно яркая, самобытная, запоминающаяся. И финал, оставляющий долгий флёр эмоций, терпкое послевкусие.