Больше рецензий

26 февраля 2013 г. 21:17

5K

3

Набоков против Достоевского

Основная проблема Набокова в том, что Достоевского он не понимает, даже более того – стремится к обратному. Лектор, тем более – лектор, наделенный способностью к анализу, обязан стараться быть беспристрастным. Это еще одно доказательство того, что логика также субъективна, как и эмоции. Отношение Набокова к Достоевскому в основном базируется на зависти. Федор Михайлович для него воплощение русского духа (чем, кстати, никогда не являлся) и обида эмигранта на историческую Родину. Педофил что-то там пишет о неустойчивой психике Достоевского, личность Федора Михайловича для него темна, далека и непонятна. Чтобы преодолеть эту свою неуверенность, Набоков пытается анализировать произведения Достоевского, приводит очень убедительные доводы, но делает абсолютно неправильные выводы. «Читатель будет смущен приведенными доводами». Отнюдь не доводами.

Формулировка «таинственный недуг эпилепсии» говорит сама для себя. Не придумав ничего другого, Набоков хватается за медицинский энциклопедический словарь, где, если верить герою «Трое в лодке не считая собаки» много занимательного и интересного. В остальном все его разглагольствования о Достоевском – это одна большая сплетня. Некоторые человеческие качества Федора Михайловича, с таким трудом нарытые Набоковым в биографии, - мнительность, непрактичность - и так бьют в глаза любому. Достаточно прочитать пару его произведений и вовсе не обязательно при этом погружаться в дебри биографии автора. Идеализм Достоевского Набоковым не понят и не принят, так как это не укладывается в его личные математические законы материализма. Кроме всего прочего Набоков вводит собственную классификацию, разделяя авторов на «чувствительных» и «сентиментальных». Последних он считает поверхностными, лживыми субъектами, зато чувствительные – это глубокие выдающиеся авторы. Иными словами одним он верит, а другим нет. Только Шекспир почему-то имеет право принимать Тень Отца Гамлета за реальный персонаж только на том основании, что он в эту тень верит. А Достоевский не имеет права верить в Соню Мармеладову, только потому, что такого персонажа в реале не могло быть. В ряды «сентименталистов» за компанию попал Руссо, «Исповедь» которого, по стечению обстоятельств, я читаю в настоящий момент. Могу сказать, что более откровенного произведения я не видел в жизни. «Сентименталисты искусственно раздувают обычные чувства, вызывающие у читателя естественное сострадание» - в отличии от «чувствительных» они имеют то внутреннее благородство, ту чистоту, которые невозможно получить только принадлежностью к благородному сословию. Природная злоба, уродливость, мнимая духовность, метание между искусственносозданными эмоциональными рядами – вот характеристика «чувствительных».

Дальше...

О благородном сословии упоминается всюду. Факт происхождения для Набокова основоопределяющий. Он не забыл упомянуть, что Достоевский «родился в довольно бедной семье», «находился в крепости, где начальником был генерал Набоков, мой предок ((Переписка между генералом Набоковым и Николаем I об этом заключенном довольно забавна.)». О самой переписке нет ни слова, хотя было бы логичным ткнуть носом в подобные «забавные» моменты, поэтому мы вынуждены верить Набокову на слово. Толстенький Набоков везде тычет своим происхождением и, понимая, что переборщил, ни к селу, ни к городу ударяется в биографию Горького, с единственной целью оправдаться в собственных глазах и похвалить этого трудягу и лишенца, поднявшегося из низов.

«Преступление и наказание»
Надуманность персонажей. Абсолютно согласен, что это так. Но ошибки Достоевского непреднамеренные, это его образ, созданный им, и даже фантастический он имеет право на существование.
Раскольников (читай «Достоевский») – фашист. Разделение людей на обычных и исключительных. Пусть так. Тоже самое – это разделение людей на тех, кому дозволено совращать малолетних, а кому нет. Более того – это тайный фашизм.
«Достоевский скорее бы преуспел, сделав Раскольникова крепким, уравновешенным, серьезным юношей, сбитым с толку слишком буквально понятыми материалистическими идеями.» Откровенный бред. У Федора Михайловича нет ни одного главного героя с подобными характеристиками. Ни один нормальный автор не сделает главным героем того, от кого он сам далек и кого не понимает. Это все равно, что я сейчас превращусь в тошнотика и буду ахать «О, как тонок Набоков!». Мне никто не поверит.

«Идиот»
Любимая тема духовных зайцев – «ваша вера поверхностна, а наша ушла вглубь». Мое кунфу сильнее твоего. Проверить возможно только в случае с кунфу. А бодаться верами бесполезно даже после вскрытия.

«Бесы»
Варвара Петровна и Степан Трофимович – вполне реальная пара. Почему Набоков посчитал ее надуманной – не знаю. Вялый мужчина, ищущий мамочку в женщине и женщина-администратор, которая только с возрастом поняла, что такие мужчины – ее удел. В более раннем возрасте – да, она бы на такого мужчину и не взглянула. По существу Набоков о «Бесах» больше ничего не написал. Почему?

«Братья Карамазовы»
Назвав это произведение «детективом», Набоков не придумал ничего более умного – пересказал сюжет.

Набоков постоянно сравнивает Достоевского с другими авторами. Это предполагает сравнение самого Набокова с Достоевским и имеет такой вид, как будто сравнивая тетю Машу с тетей Феклой, он производит неоспоримый довод в пользу духовности тети Маши на основании того, что у нее грудь на 2 размера больше. «Тургенев пишет о природе, а Достоевский нет». Тургенев лучше. Я пишу о дерьме, а Набоков нет. Я лучше.

Откровенные, ни на чем не основанные оскорбления – это уже абзац. Набоков называет Достоевского «неотесанным, плохо воспитанным, не раз умудрявшимся поставить себя в глупое положение». О несостоявшейся казни и 4-х годах ссылки Достоевского Набоков пишет так, как будто это роман. Жаль, что жизнь не поставила Набокова в подобные же условия. Вероятно, в этом случае мы бы о нем вообще ничего не знали.

«Преступление и наказание», «Игрок», «Бесы», «Братья Карамазовы» создавались в условиях вечной спешки». Что ж, можно только позавидовать этому обстоятельству. Можно себе представить – каких высот достиг бы Достоевский, будь у него, как у Набокова, всегда под задницей диван, кухарка и горничная. Сытый эмигрант не в состоянии оценить – что такое голод, смерть и страдания. Поскольку, если и наблюдал что-то подобное, то только подобно экскурсанту. Толстенький член правительства, абсолютно оторванный от народа, разглагольствующий о людских судьбах с телевизионного экрана, выглядит примерно также. Помаши, Родина, ручкой Набокову и поблагодари его за то, что он называл себя русским. А как не называть – о чем бы он тогда писал?

Набоков утверждает, что Достоевский писал о неадекватных людях, а мы должны ориентироваться на нормального человека. Выбирая между эпилепсией и педофилией, отдаю предпочтение первому. А если предположить, что эту лекцию читает один сумасшедший о другом сумасшедшем, то абсолютно неважно – что он может сказать по этому поводу.

«Герои Достоевского не меняются на протяжении всех произведений». Люди вообще концептуально не меняются, меняется только объем накопленной информации разного рода. Сознание может меняться только у ненормальных и в момент его формирования. Здесь Набоков залез в дебри психологических подробностей, и противоречит самому себе. Если герои Достоевского, как он утверждает, сумасшедшие, то они как раз должны меняться. И меняться непредсказуемо.

Набоков провел собственный литературный чемпионат, поставив на 1 место Толстого, на 2-е – Гоголя, на 3-е – Чехова, на 4-е – Тургенева. Призы, разумеется, зажал. Достоевский и Салтыков-Щедрин ввиду ущербности в чемпионате не участвовали. Жаль, что нет детализации по очкам. Расставляя приоритеты сам, сделал бы все с точностью наоборот. Поставив впереди Достоевского с Салтыковым-Щедриным, далее Чехова, Гоголя, Толстого и Тургенева. Причем никого бы не списывал в тираж, ибо допускаю, что даже вычурность Джейн Остин, которая находит поклонников веками, может оказаться ценной для кого-то.

Посредственность писателя Достоевского через призму оценки, как явления в мировой литературе и личного таланта, определена Набоковым не в сравнении с его обычными эмигрантскими романами. Скандальный характер его славы любителя лолит не помог выделить ни одного произведения Достоевского, вообще ничего для себя. Побоявшись обвинения в предвзятости, Набоков воспользовался известным коммерческим приемом и сослался на малоизвестное раннее произведение «Двойник», где Достоевский якобы «мог бы» и «были же задатки». Эта домашняя заготовка абсолютно безопасна, ибо найти среди европейцев маньяка, читавшего это произведение невозможно. Думаю, что немногие и у нас его читали.

В общем и целом «Набоков о Достоевском» - это злобный троллинг. Хорошо демонстрирующий тот факт, что произведение недостаточно прочитать и проанализировать, а необходимо еще и понять. А для этого нужно еще понять и автора.

1 2 3

Комментарии


спасибо большое. прочитал с удовольствием. очень умно написано. я на Вашей стороне и на стороне Достоевского.


Спасибо, но на самом деле никаких сторон нет. Это как противоборство мужчин и женщин, которые могут бороться сколько угодно, но друг без друга вымрут.


Субъективно: мне Достоевский больше нравится - как человек и как писатель. Набоков - пижон, жлоб, сноб)).


И они, и мы - все субъективно. Когда-то я был в диком восторге от "Лолиты". И, читая Набокова сейчас, невозможно не отдать должное красоте языка и построений. Но в данном конкретном случае он и не собирался по личностным мотивам давать объективных оценок.


Очень интересно, вот это Н-в дает, даже по местам расставил, лол, кра-со-та!)
Кстати, а Толстого он не препарировал? Кого люблю - о том молчу, чтобы не забрызгать ядом?)


Толстой у него великий человек. Что предсказуемо


Спасибо. Рецензия - бальзам на душу))


Набоков и Достоевский - более контрастную пару (на мой вкус) трудно придумать: Достоевского душевно уважаю, о Набокове стараюсь отзываться нейтрально. Носятся тут с ним все кому не лень...
Поэтому с удовольствием прочитала Вашу рецензию (на труд, о котором никогда не слышала). Очень познавательно.
"Набоков утверждает, что Достоевский писал о неадекватных людях, а мы должны ориентироваться на нормального человека" - поистине, "в чужом глазу соринку угляжу..."))


Здесь старая тема противостояния "Толстой - Достоевский". Громя Достоевского, Набоков буквально рядом вещает о том, что "копаться в биографиях великих людей - кощунство". Это он о Толстом.


Да, меня это задело, когда читала.


Не будет ни у кого и никогда ровного взгляда на обоих писателей. Если человек пишет "ровно отношусь к обоим", то взгляд соответственно поверхностный. А приверженность никак не связана со вкусом. На то и люди разнятся.


Так он ведь о великих людях говорил!


Мягко сказать - нелогично. Если рядом анализируют Достоевского, то почему на Толстом должно быть табу


Кажется, я читал «Двойника»… :))) Концовка припоминается во всяком случае. Где-то в «Подростке» папаша главного героя выдвигает тираду про свою идею, мол, «будучи среди французов самым французистым французом, я и был истинным русским». Это я вспоминаю, когда слышу о Набокове. Так что в моей голове дедушка До пока что кладет его на лопатки :-)


Подобное противостояние смешно, ибо ассоциативно у большинства при фамилии Набоков всплывает "это тот извращенец, что "Лолиту" написал"


Ну у меня такой ассоциации нет, у меня Набоков ассоциируется с человеком, после которого тяжело написать что-то стилистически лучшее.


На подобном уровне качество стиля определяется уже формой вкуса.


В остальном все его разглагольствования о Достоевском – это одна большая сплетня.


Полностью согласна. А по поводу надуманности героев прекрасно пишет Бахтин в своей "Поэтике Достоевского" (как раз сейчас читаю и как лекарство от лекций Набокова в том числе).

Вялый мужчина, ищущий мамочку в женщине и женщина-администратор, которая только с возрастом поняла, что такие мужчины – ее удел. В более раннем возрасте – да, она бы на такого мужчину и не взглянула.


Мда... А вот тут я задумалась...


По типажу Степан Трофимович - это сам Федор Михайлович. Собственно это его тип женщины, но в других социальных условиях. Чтобы тиражи за него распространяла и не давала людям его надуть


)) логично.
У Вас, случайно, знакомого Федора Михайловича не водится, а то тут администратор пропадает :)
Женщине, кстати, очень сложно прийти к такому выводу...


Я его уже женил. Это проще, да. Причем пытался полсунуть ему эту женщину-администратора - она не хочет встречаться с такими мужчинами. У нее внутренний конфликт между тем, что нравится и тем, как должно быть по мнению женщин. Очевидно она ждет, пока возраст Варвары Петровны приблизится.


Мне кажется, что женщине нравится жить в иллюзии, что на работе я о-го-го, а дома я такой быть не должна :) И с этой иллюзией расставаться достаточно сложно. Опять же возникает вопрос: "А зачем тогда мне этот конь в яблоках, когда я и без него запросто могу прожить". И т.д...
Извините, занесло не совсем по теме :)


Как раз та тема)) О том, что люди разные. Да, проблема, как мне кажется в чем - у этой женщины достаточно мужской тип. Она более-менее самодостаточна(как ей кажется), но пытается найти мужчину, чтобы согласно тому, как ей напела в детстве мама, быть рядом с ним "как за каменной стеной" и "хрупкой женщиной". Но мужчине, что круче ее, такая женщина не нужна. Ему как раз нужна добрая и ласковая, а не менеджер в доме, который постоянно лезет со своими ценными указаниями. И если она даже, благодаря своей активности, находит такого мужчину, то у них начинается конфликт из разряда "кто в доме хозяин".


Да! Так оно и есть, НО! Понять, что быть тягловой силой и дома, и на работе - НОРМАЛЬНО - это еще туда-сюда, а вот получать от этого удовольствие... хм... сомнительно :) И еще момент. Как только получается сделать свою жизнь интересной и чувство одиночества нагоняет раза два в год и не чаще, возникает вопрос: "А зачем?". Смотрели "О чем говорят мужчины"? "Переться в Отрадное, там девушки какие-то непонятные, пить с ними, а завтра на раобту... Зачем?" :)


Мужчины же нормально воспринимают тот факт, что все тянут они. Сами виноваты - не нужно было рождаться с мужским типажом)) Это, конечно, гримасы природы. Но женоподобным мужчинам намного сложнее в нашем грубом мире. Если чувство одиночества 2 раза в год, то нечего и париться. Обычно это предполагает каждый вечер, когда она специально торчит на работе допозна, но при этом еще находит силы писать тебе ближе к ночи. А ты ей в очередной раз объясняешь, что ей нужен Федор Михайлович, а не ты.


Каждый вечер???
С ума сойти. Мда... до этого мне далеко, да и самодостаточности тут, честно говоря не видно :)


О! Меня осенила мысль. Не надо путать мужчин инфантильных и неинтересных с людьми неприспособленными к жизни и талантливыми! Т.е. если женщина-администратор рядом с человеком, котрому она помагает реализоваться как творцу, то, она чувствует с одной стороны интерес к нему как к личности, с другой свою нужность и, что не маловажно, ощущает его превосходство. Просто превосходство это совсем не в бытовой плоскости. Ура!


Да, полдела сделано)). Осталось определить - раскроется его талант или нет. А проверить можно только опытным путем. Немного найдется женщин, которые согласны тащить на себе подобную ношу. А если из него ничего не получится? Ведь такие как Федор Михайлович, которым удалось реализоваться при всей своей неприспособленности к реальной жизни, - таких очень мало.


Эдакая рулетка :) Но тут уж надо немного влюбиться, чтобы здравый смысл ушел в спячку, а там... "Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад"...
И что-то на самом деле... подумала я, подумала и пришла к выводу...
У меня есть книги, театры, опера, путешествия и фотоаппарат, да еще и лекции, на которые меня полуподпольно пускают по выходным. Какой гений впишется в этот график? А главное - ЗАЧЕМ!
:) Когда два дня перерастут хотя бы в 20 в год - вернусь к этому вопросу :)


как-то и не предполагал, что вы о себе) да, предпосылок к беспокойству не наблюдается


:) Спасибо!


Да и он реализовался. Или скажем, Ремарк. Только потому что жизнь так распорядилась. Одного в ссыслку отправила, а другого на войну.


Отличная, веселая провокация, аплодирую Shishkodryomov!)


На самом деле у Набокова гораздо провокационнее. Правда с опозданием на 30-40 лет и не было рассчитано на российского читателя.


Ну так Набокова же любитель провокаций, что та же "Лолита" показала. И как вы правильно сказали, лекции не для русских, они учитывают менталитет несколько другой. Да и у самого Набокова менталитет изменился по ходу жизни.


Спасибо за такую рецензию. Теперь знаю, я не одна, кто "недолюбливает" Набокова.


Вы про Набокова-автора или Набокова-лектора?


И автора (больше заокеанская часть творчества), и лектора. Далее развивать тему воздержусь, иначе попаду в неформат.


Спасибо за интересную, нестандартную рецензию на эту книгу (думаю, и не безосновательную). Очень интересно написано!


Именно у Набокова можно поучиться хорошему логическому подходу. То есть по существу я все списал с него)) Только знак другой поставил


Умело списали, интересно)


Инструменты те же самые)) Анализ, практические выводы и софистика. На уровне логики вообще можно что угодно доказать. И логик воспринимает критику только на этом же уровне логики. Только, если он в достаточной степени развит, то и доказать ему что-то, пользуясь его же инструментом, практически невозможно. Поэтому Набоков непобедим))

1 2 3