Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 марта 2013 г. 13:26

1K

4

Начну издалека и очень банально - с сокрушения о несовершенстве любых переводов. И чёрт с ним, с оригинальным "The Volcano Lover". Но как передать то, что это безродное "Lover" одинаково подходит и герою, и героине, пусть и по разным причинам? С ним всё просто - самый настоящий вулкан становится объектом внимания, изучения, восхищения и, да, пожалуй, любви. С ней сложнее - её вулкан является человеком из плоти и крови, мало похожим на античного бога, но ах, как мы любим сложные и неочевидные аллюзии. Тот был хром, этот безрук. Тот создавал, этот разрушает. Их объединяет лишь то, что оба любили Прекраснейшую из.

Ах, эти игры в прошлое, игры с прошлым. Это не исторический роман. О, нет. Мало показать, как было. Надо залезть в головы, в души, открыть дверцу в тёмные подземелья подсознательного, вывалить оттуда смутные предчувствия и страхи, тайные желания, жаркие страсти. И неважно, насколько они соответствуют действительности - мы ведь всё равно никогда этого не узнаем. Стремление историка к объективности уступает место тяге к созданию максимально субъективного, максимально насыщенного полотна. Так Альфонс Муха на картине, посвященной Грюнвальдской битве, помещает римского легионера. Он творец, ему прощаются вольности.

Здесь же нет и намека на традиционный исторический роман. События зашифрованы. Имена заменены архетипами. Здесь, как в сказке, король - просто Король. Здесь нет герцога Гамильтона, леди Гамильтон, адмирала Нельсона. Есть Кавалер, Жена Кавалера, Герой. По именам называются только второстепенные персонажи, те, кто составлял лишь фон для игры блестящего трио, пусть в истории они и оставили не менее значимый след. Они не являются объектами исследования, они неинтересны. Исключение составляет лишь Дива, тенью скользнувшая по страницам, но упоминать имя Флории Тоски слишком уж откровенно в такой тонкой и изящной игре. То, что раньше беззастенчиво называлось плагиатом, теперь стало постмодернизмом.

Однако и этого недостаточно. Творец пытается отстраниться от объекта творения, посмотреть на него издалека, как бы со стороны, создав тем самым иллюзию знания того, как было. Впрочем, Зонтаг всё-таки не смогла (случайно? намеренно?) довести эту игру до конца и вложила слишком много себя в финальный монолог яркой женщины, патриотки и настоящей героини. Ах, как умно. Как нескромно.

lessthanone50 , спасибо за любопытный совет. :)
Признаться, в начале я была настроена довольно скептично, но это был интересный, как мы теперь любим говорить, экспириенс.

Комментарии


Ммм, как же я ждала рецензию на эту книгу!.. Я думаю, мы еще об этом поговорим. Мне кажется, за рамками отзыва еще много чего осталось :)
По ключевым моментам, кстати, мы с тобой совпали. Для меня очень важно было, что это именно не исторический роман в привычном смысле этого определения.


Обязательно поговорим, потому что ты полностью права - осталось очень много мыслей. :) Я бы сказала, что это совсем не исторический роман. :))


Роман идей - вот, по-моему, отличное определение.


Это ты, кажется, к нему такой тег прицепила? :)
Согласна, определение в точку.


Ну я позаимствовала это определение :) Я бумажную книгу читала, так эта фраза была на обложке, из какого-то журнала цитата.


Обложка, кстати, как по мне, красива и даже поэтична, но вообще не соответствует. :))


Да я по обложке и по названию вообще предполагала, что это про любофф))


Нуу, в общем и про любовь тоже. :)) И Эмма у Зонтаг такая лапочка...


Ну ты ж понимаешь, о чем я :) Тут не та любовь, которой я в литературе опасаюсь)


Я понимаю. :) Ну в общем, да. Добавь еще мужика с голым торсом на обложку и ты бы вряд ли за нее взялась. :))


Ну почему же, как раз мужик с голым торсом меня бы больше привлек :)) Ладно, это я, конечно, шучу)


Надо написать письмо издателям с просьбой заменить название на "Любовник Вулкана", а бабу в тунике - на голого мужика. Глядишь, и продажи возрастут. :)))


:)) В определенных кругах - точно)


И, разумеется, не в наших! :))