Больше рецензий

23 ноября 2021 г. 14:20

351

5

Шукшина я знала раньше только по советским фильмам, читать начала с повести "Калина красная". Фильм именно по этой киноповести (то есть намеренно созданной для кино) я не смотрела, поэтому стремительно развивающиеся события и уж тем более развязка стали для меня неожиданностью в полной мере. (Естественно, я обойдусь без спойлеров, чтобы сохранить тот же эффект для тех, кто не в курсе).

Начинается всё с конца - подходит срок важному жизненному этапу главного героя, Егора Прокудина (он же "Горе"), который отбывает последние дни своего тюремного заключения. Обещает "гражданину начальнику" жить по-новому и выходит на свободу. Но возможна ли полноценная свобода (хотя бы равная по возможностям свободе граждан без судимости) для бывшего заключённого - вопрос спорный, и Егора почти сразу затягивает в водоворот его прежних связей и воровского промысла. Хотя слово "затягивает" предполагает, что он невольно туда вовлёкся, что у него не было выбора. Но относительный выбор есть - в другом месте, в деревне, его ждёт "заочница" (знакомая по переписке) Люба, жить в семью которой он чуть позже и отправляется.

В "Калине Красной" можно, конечно, обращать внимание именно на социальные аспекты и рассуждать о плюсах и минусах пенитенциарной системы, но меня куда больше увлекли характеры главных героев. В идею национального характера, то есть в наличие черт, неизбежно вшитых (или влитых с молоком матери, тут уж не знаю) в русского человека просто по факту национальной принадлежности, я не верю, но то, что называется «широтой души» и обычно с гордостью приписывается образу некоего идеального «русского», несомненно является отличительной чертой Егора Прокудина. Он действительно способен вмещать в себе и дурное, и хорошее одновременно, разом быть и вором-рецидивистом, и честным и трудолюбивым колхозником. Размах его личности позволяет ему при всех прегрешениях иметь поэтическое восприятие природы (то, что он вышел из тюрьмы именно весной, имеет на него сильное обновляющее воздействие), презирать деньги, проявлять свои душевные порывы через стихи, песни, музыку. Принять и по достоинству оценить не менее «широкое» чувство Любы, в конце концов.

Но то ли злой рок (тот же, на который переносят ответственность в древнегреческих трагедиях) тяготеет над героем, то ли он в своей прошлой жизни натворил слишком много дел, избавиться от последствий которых невероятно тяжело, - нельзя просто так взять и начать жизнь с абсолютного нуля. Приходится разбираться со всем тем накопленным грузом, тем опытом, что неизбежно появляется в течение жизни и может являться как и её ценностью, так и колеёй, ведущей к катастрофе.