Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

27 ноября 2021 г. 15:45

679

4 Спойлер Стервология: от «сучки-прилипалы» до «нормального человека»

Текст рецензии — личное впечатление, написано в виде отчёта в игре.
Спойлеры и лёгкая необъективность.

Даже после смерти надежда — единственное,
что не дает окончательно умереть.

Плюсы: правильная мысль, неплохое исполнение, существование аудио-версии [и, кстати, нормальной экранизации, у нас он выходит под названием «Матрица времени», 2017 год].

Мысли: не знаю почему, но эта простая подростковая история кажется мне довольно интересной и хорошо поданной. По ходу повествования читатель может пройти пусть от презрения к Сэмми и её окружению до подобия гордости за девушку, переосмыслившую свою жизнь. Да, произведения далеко от идеала, но мне оно пришлось по душе, коль я охотно возвращаюсь к нему с некоторой периодичностью.

Техника. Язык простой, но съедобный, стилистика ровная и на том спасибо. Описания скудноваты, но для того, чтобы представить себе персонажей и декорации — достаточно. Диалоги простоваты, но наблюдать эволюцию от «сучек» до относительно нормальной речи довольно приятно. У произведения есть хорошая аудио-версия в исполнении Марии Абалкиной.

Содержание.

Содержание. Итак, история чертовски проста и вся завязка хороша изложена в аннотации. Сэм погибает в пятницу 12 февраля и тем самым попадает во временную петлю, вынужденная переживать День Купидона раз за разом. И мы с вами сопровождаем героиню в этом «зацикленном Чистилище». Хочу отметить, что в данном произведении поднимается много самых разных тем: и буллинг, и детская жестокость как таковая [например, как пьяная толпа малолеток грубо пихала Джулиет], и давление общественного мнения, и алкоголь с наркотиками, и токсичные «друзья», и поиски себя как личности, и принуждение к интиму и прочие «радости» шаблонной жизни американского подростка. Всё это весьма неприятно, но частенько жизненно, пусть кое-где краски чересчур сгущаются.

Мне это многообразие приходится по душе. Интересно наблюдать за тем, как Сэм постепенно приходит к осознанию, что вся эта школьная популярность, поведение стервы и подлизывание Линдси — всё это фальшь и бессмысленность. Девушка осознаёт свою бесхребетность, что она держалась своей группки чисто ради того, чтобы не угодить в стан «тех, над кем смеются», вопреки тому, что «те, кто смеются» по сути ничтожны. Мне по душе, что постепенно Сэмми понимает, что её отношения с родителями, её презрение к собственным мечтам и увлечениям, её мнение о собственной сестрёнке и друге детства — всё это «неправильно» и навеяно «дурной» компанией.

При этом не могу сказать, что Линдси являет собой абсолютное зло — нам показывают, что у этой девушки столько комплексов, что она обращает их в исходящую агрессию, ложь и притворство, что она смешивает всех с грязью исключительно ради возвышения собственной морды личности в своих глазах. Особенно видно всё это не только в ситуации с Джулиет, но в случае, когда Сэмми, будучи на грани, высказывает Линдси всё, как есть — ведь Линдси презирает не только окружающих, и своих «подружек». [Я понимаю, что случилось с ней в Нью-Йорке на самом деле, но разве это значит, что девушка может вести себя как последняя тварь со всеми?]

Правило лучших друзей номер один: есть вещи, которых никогда, ни при каких условиях нельзя говорить.

Собственно, основной сюжетной линией является конфликт группы Линдси с Джулиет. Последняя — представитель угнетённой школьной касты, над ней все охотно потешаются и откровенно издеваются. И мир поворачивается так, что кто-то из девочек должен умереть — либо Джулиет, стремящаяся закончить свои мучения, либо Сэмми. Особенно печально, что по сути, вечеринка у Кента — это своего рода финальный рубеж, это последний момент, когда Сиха «даёт жизни последний шанс». А дело переходит в трагедию из-за того, что Джулиет выливает свой гнев на ненавистных ей девиц, а те отвечают тем же. Единственное, чего я всё-таки не могу понять, так это... выбор Джулиет. Да, знание правды давало ей власть над Линдси, но именно из-за этого знания стерва изводит её. Почему она не рассказала в тот же момент? Чего ради хранила секрет той, кто её предал? Неужели у неё было столь развито сострадание к Линдси из-за родительских конфликтов, что она позволила смешивать себя с грязью?

Наверное, во всей истории мне жаль Сэмми, поскольку девушка всё-таки понимает что к чему, она находит смысл в жизни и, наконец, понимает тех, кто её окружает. Она смогла примириться с жизнью и... отдаёт жизнь за Джулиет. Я такое не очень люблю, потому что считаю, что человек получивший шанс на исправление и, воспользовавшийся им как следует, имеет право на «жить долго и счастливо». Зато мне импонирует, что вместе с исправлением мировосприятия Саманты мы наблюдаем и стадии принятия произошедшего: тут были и отрицание, и гнев, и торг, и депрессия, и смирение. Зато любовная линия запора в обеих вариациях: «мудак, требующий потрахушек» или «непопулярный мальчик из детских лет». Оба варианта так себе. Ах, да. Мистеру Даймлеру ещё бы по морде раздать для полного морального спокойствия. Но что тут скажешь, Сэмми поехала кукушечкой и даже пустилась во все тяжкие, а тот только и рад [=_=]

Кхм. В общем, довольно неоднозначная история, которая мало кому придётся по душе. Идея произведения-то хороша, но исполнение из разряда... когда от героини может затошнить, когда поведение персонажей будет вызывать отторжение и так далее. Однако, мне книжка попалась в правильный момент и, полагаю, с тех пор у меня невольно сохраняется некоторая снисходительность к этому произведению. А может оно и впрямь не так уж плохо, вопреки обилию жизненной мерзости.

свернуть

Итог: специфичная подростковая история в духе «Дня сурка». На мой взгляд попробовать книгу можно, при условии, что вас не тошнит от подростковых шаблонов и «стереотипных сучек».

Книга прочитана в рамках игры
«Собери их всех!» [Q3. “Академия”].

Комментарии


Я вот уже который отзыв читаю, надеюсь понять концовку книги... Может хоть вы мне прольёте свет... Каким образом самоубийство Сэм спасает Джулиет от рукоприкладства? Вот не пойму... хоть тресни... Мол Сиха увидела труп Саманты и ей опротивила её идея?
Мне так это все кажется глупым. Да, саманта оттолкнула Джулиет от грузовика, но... потом же приедет новый... И она не сможет кинуться под него? Саманта не решила проблемы Сихи с социумом. (В конце концов Сэм могла давлением заставить Линдси прилюдно заявить о ситуации в лагере герлскаутов и мышке - мокрушке, принудить или даже подтолкнуть подругу к раскаянию). Но нет... проблемы бедной Сихи остались, ко всему прочему прибавилась психологическая травма и труп ненавистной Сэм...
Для меня весь конечный замес выглядел так: Сэм задолбалась бегать и везде подтирать за собой и своими друзьяшками.... и... просто наложила на себя руки, оставив несчастного Кента и родственников.

Ciao :)
Пролить свет на произведение могло бы только интервью самой писательницы, но могу поделиться собственным пониманием прочитанного.

Пожалуй, как-то так.

Я думаю, что все события после первой аварии — это своеобразное «чистилище», если вам близки религиозные течения, или образы, сгенерированные повреждённым мозгом в период комы/агонии, если вам ближе научный подход. То есть по сути Джули не имеет никакого отношения к происходящему: ни она сама, ни её попытки покончить с собой, ни то, что Сэм кинулась под машину вместо Джули. Я думаю, что это лишь образы в подсознании умирающей Сэм, которая в душе понимала, что они ведут себя по-скотски по отношению к девочке, которая ничего им не сделала.

И все эти повторы нечто сродни попытки успокоить саму себя признанием и принятием своих ошибок при жизни, чтобы спокойно умереть. Та же ситуация и с сестрёнкой, и с Кентом — все эти повторы и события не что иное, как «упущенные возможности». Ведь при жизни Сэмми игнорировала Кента, была заносчива с младшей сестрёнкой, испытывала боль из-за отчуждения с матерью [та история с линией на пороге комнаты]. В принципе, в этом же направлении можно добавить и отношения Сэмми с подругами — в какой-то момент нам рассказывают, что девушки знают, какие у кого «настоящие проблемы» и замалчивали их, занимаясь своей «жизнью сучек», самоутвержадаясь за счет буллинга других.

На счёт всевозможных «вотэтоповоротов» — скорее всего это визуализация обрывков слухов, замеченное на подсознательном уровне и собственные додумки Сэм. Ведь на самом деле человек получает в разы больше информации об окружающем мире, чем способен осознать.

Собственно, отвечая на вопрос про Сиху — бросок под машину не что иное как символическое искупление перед Джули за всё, что Сэмми делала при жизни. Для окружающих, разумеется, это ничего не будет значить, для них Саманта просто погибла в аварии, когда она и подружки уезжали с вечеринки в подпитии. И вряд ли эта смерть окажет реальное воздействие на мировоззрение подружек/Кента/Сихи. Как бы грустно это ни было.

свернуть