Больше рецензий

14 декабря 2021 г. 21:31

2K

4.5

Зачем снятся сны

Фрейд делает акцент на сексуальности, а подсознание понимает лишь как вместилище подавленных желаний. Юнг уделяет ключевое внимание символам, понимая подсознание как обширный мир, отнюдь не ограниченный нашими комплексами, но вмещающий самые разные помыслы.

Практикуя психоанализ, Фрейд вел своих пациентов дорогой сложных ассоциаций. Юнг полагает, что комплексы могут быть выявлены и более простыми способами, а метод ассоциаций слишком далеко уведет от содержания сна, которое всегда представляет собой строго конкретный рисунок смысла.

Ежеминутно мы воспринимаем куда больше информации, чем можем запомнить и даже осознать. Забытые сознанием образы, мысли, ощущения откладываются в подсознании и продолжают подспудно влиять на наше мышление. Подсознание способно порождать и совершенно новые идеи, не сводимые к уже накопленному опыту и никогда ранее не посещавшие сознание.

Мысля сознательно, мы ограничиваем себя рамками рациональности, но во сне все ограничения снимаются. Фактически о «любви», «отношениях», «работе» мы можем договориться друг с другом лишь отчасти (отсюда многочисленные недопонимания и конфликты).

Во многих снах возникают символы и ассоциации, аналогичные первобытным мифам и ритуалам. Символы — неотъемлемая, живая и очень влиятельная часть подсознания вне зависимости от того, неграмотен или образован, стар или молод его обладатель, а реальность, пропущенная сквозь призму символов, может обернуться вещими снами.

Для психологического здоровья нужно, чтобы сознание и подсознание действовали скоординированно. Нам снится именно то, что требуется для регулировки психического баланса. Умение расшифровывать эти символические сообщения обогащает наше мышление забытым языком предков. Но интерпретация снов — тонкое дело.

Что такое архетипы

Как человеческое тело сохраняет следы многовекового эволюционного развития, так и наша психика обладает собственной историей. Она сохранила первобытные черты, характерные для древнего, дорационального разума. Именно на них опираются символы наших сновидений.
По Юнгу, психика состоит из трех частей:

эго — сознающее «я»;
личное бессознательное: наши воспоминания — и доступные, и подавляемые;
коллективное бессознательное. Оно населено архетипами — универсальными, общечеловеческими образами. Архетипы ближе к инстинктам, чем к рациональным мыслям, они врожденные и передаются по наследству, организуя весь наш опыт и переживания, сочетаясь друг с другом в сложных комбинациях.

Архетипов огромное множество. Самыми важными Юнг считает такие:

1. Тень. Включает в себя наши недостатки, вытесненные желания и слабости. Он символизирует неизвестность и хаос, а во снах проявляется в виде демона, дракона, опасного незнакомца и разнообразных экзотических темных образов.

2. Анима/Анимус. В мужской психике Анима представляет женское начало, а Анимус в женской — мужское. Анима воплощает смутные чувства и настроения, тягу к иррациональному, способность тонко чувствовать людей. У мужчин свойства Анимы формируются под влиянием матери, у женщин основное влияние на Анимус оказывает отец. Он наделяет женщин внутренней твердостью, но нередко Анимус воплощает и расчетливые жестокие мысли.

3. Самость. Этот архетип воплощает союз сознания и бессознательного и высшую форму целостности, которая может быть присуща человеку. Это внутренний голос, который в решающий момент предостерегает от беды. В снах Самость символизируют мандала, круг или квадрат, этот архетип может проявляться и в виде мудрого старца, волшебницы.

Самость может принимать облик животных, поэтому в мифах и сказках так много животных-помощников вроде Серого Волка, а в религиях почти всех континентов встречаются боги в облике животных.

Бессознательное в культуре

Архетипы дали жизнь мифам, религиям и философским концепциям. Как сновидения способствуют психическому балансу отдельного человека, так мифы и религии стали ментальной терапией для целых народов. Христиане празднуют Рождество, выражая свои чувства по поводу рождения божьего сына.

Искусство — еще один мощный канал коллективного бессознательного.

Искусство XX века недаром вернулось к примитивизму древности. Мир становился все более непознаваемым, и искусство откликнулось на это абстрактностью и полетом ассоциаций. Пикассо, Кандинский и Малевич покинули сферу конкретного, в своих геометрических фантазиях напрямую апеллируя к коллективному бессознательному.

Индивидуация, или На пути к себе

Прислушиваясь к своему воображению (днем) и сновидениям (ночью), человек может гармонизировать свою личность, поставив бессознательное на службу сознанию. Юнг называет это индивидуацией — осознанием человеком своей уникальности, достижением Самости.

Мало кто из людей может считать себя хозяином своей души. Напротив, чаще всего люди неспособны контролировать свои эмоции, а еще не подозревают о способах, которыми бессознательное влияет на наши действия. Работа подсознания связана с архетипами, но современный человек утратил о них всякое понимание. Он защищает себя от иррационального и бессознательного.

Неудивительно, что первые ощущения Самости часто сопровождаются неудовлетворенностью и страданием — в обиходе это называют кризисом определенного возраста. Эго может воспринять сигналы Самости как помехи обычным желаниям и проецировать их на какой-то внешний объект: в таких случаях «виноваты» начальник, супруг, родственники, самому же томящемуся «как-то не живется».

Многие мифы описывают эту начальную стадию индивидуации в виде сложного испытания, которое назначено главному герою: «пойди туда, не знаю куда». Выход? Довериться своему подсознанию, научиться слушать его голос, а еще верить в символику окружающих предметов и «случайные» совпадения.

Сны человека рано или поздно складываются в некий орнамент и, если наблюдать за ним достаточно долго, можно увидеть направление психологических изменений. Определенные образы повторяются или исчезают, одни и те же ситуации могут сниться вновь и вновь, но меняться в деталях. Изменения можно ускорить верным толкованием снов и их символов. Наблюдая за ними, мы способствуем индивидуации — идем навстречу Самости.

Быть сторонником юнгианского взгляда на психику —значит стараться прожить собственную неповторимую жизнь максимально искренне.

Разные люди по-разному ощущают направление своих изменений. Кто-то живет без забот, чувствуя, что следует верным курсом. Случается, Тень так сбивает человека с толку, что голос подсознания вовсе не слышен. А порой человек может сопротивляться подсознательным подсказкам, поскольку чувствует их разрушительные последствия. Для каждого из нас признание бессознательного означает необходимость быть честным с самим собой и готовым к тому, что в результате подсознательных подсказок жизнь может измениться радикальным образом.