Больше рецензий

23 декабря 2021 г. 11:29

646

4 Спойлер Бойкая серия, которая превратится в цирк (отзыв на все книги разом)

Лет пять назад я прочла почти 25 книг из серии про Аниту Блейк. Первые книг 7-10 читала с интересом, остальные дочитывала больше механически. Скажу сразу, сначала хочется книги похвалить, а потом поругать, потому что читать всё это дело местами очень и очень дико.

Пролистывая Аниту Блейк спустя годы, я вот что нашла интересным: Во первых она женщина которая пробивается в "типично мужские" области - полиция, охота на вампиров и прочее. И ей постоянно приходится доказывать что она достойна. И она действительно доказывает, и это восхищает... Правда только в самом начале... В первых книгах пяти она интересный, многогранный персонаж, с железной волей, девушка которая знает чего ей стоит пробиться, которая чётко понимает что не хочет подчинятся, что она потратила слишком много усилий для своей независимости и свободы, она не готова быть слугой нежити, она не готова просто подчиняться своему жадному босу, она не готова быть слабой и беспомощной. Второе наблюдение, это становится недостатком а не достоинство книги - чтобы она подчинилась, её загоняют в угол, вырубают, шантажируют и тогда ей приходится действовать, но вопреки. И это повторяется из книги в книгу. Её прижимают к стенке - она ругается, сопротивляется и убивает. И снова её прижимают, или унижают, и снова она всем всё доказывает.

Следующий момент связанный со всеми "безвыходными ситуациями" (это не недостаток, скорее одновременно цепляющая и отталкивающая сторона книги), это неприятные сцены, где ты бессилен и тебе нужно на это смотреть, а ты не хочешь. Задаток этих сцен появляется уже в первых книгах, но где-то в третьей книге они занимают своё законное место. А начиная с 10 книги тебе просто тяжело читать. И это не сцены убийств (О, а они красочные, поверьте! Но детективная линия с трупами и убийствами как раз таки сильная сторона этой серии, а точнее её первой и лучшей половины). Это сцены, ситуации, которые тебе просто неприятно читать, тебе не хочется, но надо, если ты отвернёшься, дальше можешь не читать. Особый вариант садизма, которым упивается автор (хотя в этом что-то есть, но до определённого). И за пять лет с первого прочтения ничего собственно не изменилось.

Что меня действительно выводит из себя: в третьей книге появляется Ричард Зееман. И я запомнила его как приятного персонажа в начале цикла, но потом он резко становится мудаком. И вот что интересно, в первых книгах он действительно немного зануда, но он всё ещё не плохой человек, и хотя задатки на отношения с Жан-Клодом выстраиваются с первой книги, сколько бы Анита не бросала ему в лицо гневные слова и не говорила что ненавидит его. Но этого всё равно недостаточно для отношений, просто щёлкнул пальцами и "О! Вот же они!". Я всё равно не могу понять, почему она уходит от Ричарда. Пытаюсь и не могу. Их отношения не были идеально прописаны с самого начале, но почему Лорел предпочла вампира и сделала всё чтобы превратить оборотня в урода и монстра, я не понимаю.

А ещё выводит из себя её лицемерное неприятие нежити и страх стать монстром. То есть, в первой книге мы понимаем почему так, она видит монстров как минимум в вампирах, но уже в первой книге эта стена рушится и она начинает относится к некоторым вампирам и оборотням с чуть большей симпатией, она перестаёт воспринимать вампиров как неживых. Но при этом она не готова принять то что у неё перед глазами на протяжении первых четырёх книг. Нет, даже шести книг. Возможно даже восьми-девяти книг. Но это ладно, я могу понять, у Аниты есть свои стереотипы, они крепкие и ей сложно от них отказаться. Это нормально. Что действительно удивляет, так это неприятие альтер эго Ричарда. Он ликантроп, она вроде бы это понимает, но при этом она шарахается от него в четвёртой книге, потому что внезапно осознает что "не понимала это по-настоящему". И вот это вызывает вопросы, потому что ты эксперт по сверхъестественному, ты повторяешь что изучала паранормальную биологию, тебе постоянно напоминают и прямым текстом говорят что оборотни отличаются от людей, насколько сильными, опасными и жестокими они могут быть, конечно все разные, но тебе даже демонстрируют это, как можно быть НЕ готовым к этому? Как можно НЕ понимать? Как можно не заметить слона в посудной лавке? Они встречаются реально или они виделись только те пять раз, которые нам показали в книге? Почему они даже поговорить нормально не могут? Они же не пару дней встречаются, пару месяцев, даже полгода. Тем более что Ричард ходячая демонстрация высокой морали и нравственности, он ценит жизнь, он не готов убивать и готов жертвовать собой. Аните не раз приходится ему объяснять необходимость убийства. Блин, да ты сама некромант, ты покрошила на салат кучу народа (да, это было необходимо, да это вопрос чести и слова, но разве это не так?), как так можно? А она его не принимает и всё! Хотя чем она лучше, чем она не монстр? Хороший вопрос.

Даже не смотря на то что с их отношениями почти всё не так и дело даже не в Жан-Клоде, у меня очень много вопросов к главной героине. И к Ричарду. К Жан-Клоду вопросов нет, он просто мастер плести интриги, в какой-то момент он просто последний адекватный персонаж в книге. А Ричард просто пушечное мясо, ведь нам не раз намекнут, что он не понимает Аниту, и она даже задумывается, а неужели мне придётся вот это всё объяснять каждый раз после свадьбы. Но зачем тогда встречаться с таким человеком? Просто из принципа, чтобы не быть с Жан-Клодом? Потому что нам нужен парень в оппозицию Жан-Клоду, но он больше не может быть приятным, ведь тогда он нам будет нравится?

В итоге писательницу, а вместе с ней Аниту просто кидает из одной крайности в другую. Ричард сначала вроде приятный, потом просто оказывается мудаком (он немного придурок в шестой книге, потом вроде милый в восьмой книге, но это было ненадолго, не знаю за что так Гамильтон невзлюбила его). В четвёртой книге мы видим что Анита важна для него, что он о ней заботится, очень трогательно, в шестой книге вроде всё по прежнему а потом как подменили, хотя всё ещё любит и заботится (это уже не тот Ричард из первых частей, он не уравновешенный, он не такой благородный, даже немного грубый, жесткий и агрессивный, хотя по-прежнему в чём-то прав). Без объяснений, видимо мы должны придумать что-то сами. Анита ему всю шестую книгу говорит, что он должен начать убивать, он не может продолжать быть таким высокоморальным, а когда он это делает, она уходит. Когда он становится жестким, ведь он ульфрик целой стаи оборотней, ей это не нравится.

И то что Ричард ей говорит, окей, тогда смотри что значит быть альфой, не отворачивайся, ведь ты сама говоришь что я должен быть альфой, я считаю что это требование справедливо, потому что он хотел бы сбежать, но он не сбегает от этого бардака. И чаще всего сама Анита поступает грубо с Ричардом, она не права больше чем в половине случаев. И это мешает осуждать Ричарда лично мне. Потому что он прав в большей степени чем она, не смотря на его поведение. В общем, если бы Ричард просто не понимал Аниту и они на этом расстались, и нам бы не показывали его потом куда менее приятным человеком, я бы бесилась меньше. А так я их "расставашки" вообще не понимаю.

Хорошо, ладно, у нас же ещё есть вампир! Игра в кошки мышки с Жан-Клодом действительно завораживает, Анита много раз не даёт ему умереть, при этом продолжает считать монстром. Ну как считать... Он ей нравится, но она ему отказывает, ведь он же вампир. Эта сюжетная линия понятна, это увлекательно, это вариант любовного тропа от "врагов к любовникам", мы всё это уже видели. Но мотивация которая привела Аниту к Жан-Клоду в постель (в шестой книге) для меня весьма и весьма сомнительная. А саму Аниту в первых, да кого я обманываю, вплоть до девятой книги кроме как ханжой, никак не назовёшь.

Вообще восьмая книга достаточно хороша чтобы остаться последней и наверное если бы наш мир был идеальным, она бы и стала последней, потому что это очень хорошая концовка, подводящая итоги цикла, итоги книги и отношений в триумвиате Анита - Ричард - Жан-Клод. Ну или остановится хотя бы на девятой, она интересная, мрачная, она не сильно влияет на отношения Аниты с её парнями, но немного раскрывает её внутреннее состояние ( а так же Эдуарда, книга в большей степени про него).

Дальше всё, медленно начиная уже с седьмой книги и продолжая в десятой Ричард потихоньку слетает с катушек, срётся с Анитой потому что любит её, и начинает вести себя настолько по-другому, что кажется его заменили двойником. А потом и Анита слетает с катушек, ведь из-за связи с Жан-Клодом она получает ardeur, становится суккубом и открывает портал в ад. Она огрызается со всеми кто не одобряет её вереницу любовников, хамит каждому кто её осуждает за личную жизнь, и мне её даже жаль, ведь её просто снова загнали в безвыходную ситуацию и если она будет сопротивляться этому - то проиграет. Фактически весь секс становится очень похожим на изнасилование (при чём насилуют саму Аниту), и всё что происходит после девятой книги хочется забыть как кошмарный сон.

Вместо итога, хотелось бы сказать, что для девяностых это выдающийся цикл, а Анита Блейк легендарная героиня. Это цикл, который даже через 30 лет читается легко. И первые книги (точно до пятой-шестой книги, в идеале до восьмой, но максимум до десятой), зловещие, нуарные, с сильной героиней на самом деле могут впечатлить опытного читателя. Книги жесткие, жестокие, бескомпромиссные, Лорелл Гамильтон не пытается нам подыграть или пойти у нас на поводу, она ставит героев в ситуации которые ты предпочел бы не видеть и не знать. Главная героиня проходит метаморфозы: из девушки аниматора она превращается в серьёзного ликвидатора, некроманта и хладнокровного убийцу. И хотя я ничего не имею против эротических сцен в книгах, было бы лучше если бы серия не скатилась в какой-то момент в порнофарс. Порнофарс который писательнице бесконечно приходится оправдывать (даже если её за это не осуждают). И весь этот балаган просто исчезает в дне сурка состоящего из порно, оргий, насильников, осуждений и оправданий. А ведь из отношений Аниты, Ричарда и Жан-Клода столько можно было выжать, это могло быть и эротично и интересно. Сама идея такого объединения мне нравится. Нет ничего плохого в любовном романе в сеттинге кровавого детектива и хоррора. Жалко что вместо этого она вынужденно переспала с Жан-Клодом, потом из-за мунина ей пришлось переспать с Ричардом, а в конечном итоге она обзавелась армией любовников. Жалко Аниту и неприятно от ситуации в которой она оказалась. Эту серию я по своему люблю и испытываю к ней очень смешанные чувства. У меня всё.