3 января 2022 г. 16:40

401

1 Настолько плохо, что могло быть хорошо, но не сложилось

Дюна.. Как много эмоций вызывает это слово в душе каждого фаната серии. С каждым романом оригинальной Дюны количество фанатов серии неукоснительно уменьшалось. На то были свои причины, и упавшее качество книг, и временные скачки по 1-2 тысячи лет, и новые герои, которых нельзя даже сравнивать со старыми, и постепенно меняющиеся правила мира, и новые, НЕВЕРОЯТНЫЕ возможности людей, которые появились не ясно откуда. Но последний роман(в сущности два, однако даже в предисловии авторы говорят, что это одна книга, просто разделенная на две части из-за большого объема в 1400 страниц(из-за объема ли?$?$)), который, по задумке, должен был стать кульминацией не только оригинальной серии романов Френка Герберта, но и двух трилогий приквелов его сына в соавторстве Кевином Андерсоном, на самом деле оказался лишь феноменальным провалом.
Почему же Дюна-7 так плохо?[будут спойлеры, но без них сложно описать проблемы романа]
Причин несколько, начнем по порядку.
1. Безусловно, это уже не тот Герберт. Изменился слог и манера написания. Френк Герберт умел писать недомолвками. Он забрасывал крючок, и читатель сам должен был догадаться, сам должен был достроить логическую цепочку. В своих лучших романах Френк Герберт делал нас частью мира, давая возможность каждому из нас стать ментатом, строящим свои проекции.
В книгах же Брайна Герберта и Кевин Андерсона нет и крупицы этого. Наоборот, иногда складывалось ощущение, что авторы считают нас неимоверными глупцами. Потому что я не нахожу другой причины, по которой они постоянно используют ПОВТОРЫ. Они каждые 30 страниц повторяют, что было. Что было в других книгах, что было 30 страниц назад. Они грешат этим начиная со своей первой книги трилогии приквелов, и продолжают это делать в Дюне-7. Мне кажется, если убрать эти ненужные абзацы с повтороми, из 1400 страниц останется 1000 от силы. Текст, как будто специально раздут до нужного объема. Неужели они считают читателя такими идиотами, которые не способны запомнить, что было в прошлой главе, которая была посвящена этим же героям? В какой-то момент чтения я поймал себя на мысли, что читаю один и тот же абзац, написанными другими словами уже 3 или 4 раз.
2. Персонажи. Да, несмотря на то, что авторы используют багаж, оставленный автором оригинальной Дюны, новые герои не вызывают того сочувствия и эмпатии, которые вызывали Пол, Джессика, Лето-II. Не вызывают даже частицы той ненависти, которую вызывал Барон Харконнен. Новые персонажи просто есть. Но самое страшное, что автор, возможно осознавая этот факт, решает воскресить всех(буквально всех) старых героев. У любого действия должна быть мотивация. Но на мой вопрос "для чего?" авторы так и не смогли ответить. Нет какой-то системности в выборе воскрешаемых персонажей. В сущности, воскресили весь первый роман. Даже доктора Юэ, который был предателем. Даже Лайета Каинса, которому и в первом то романе отведена второстепенная роль. Здесь то он зачем? А сами авторы подтверждают этот тезис, убив еще на стадии эмбрионов 4-ых из гхола. Авторы могли попробовать сыграть на контрасте. Показать нам, что в других условиях и в другом времени на ведущие роли могли выйти другие люди, но этого не произошло. Из всех воскрешенных персонажей, толковая сюжетная арка с изменениями в характера прописана только у Доктора Юэ, описаны его душевные терзания о том, должен ли он вновь предать Атрейдесов, как сделал это несколько тысяч лет назад, или он способен изменить свою судьбу, предначертанную ему его генами.
3. Нам плевать на правила, мы пишем свою историю.
В романах оригинальной Дюны в мире были правила. В этом романе их нет. Авторы наплевали на канон. Если раньше ментат, был гениальным мыслителем, который строил 1000 возможных вариантов развитий событий исходя из вариантов принятых решений одного из участников процесса, то здесь это даже близко не так. Они ничем не отличаются от бабушки у подъезда, которая после неудачного исхода кричит "а я ведь говорила", или "почему я не подумала об этом раньше?". Когда они находят одного из лицеделов на корабле, и их посещает идея, что здесь может быть еще один предатель, никто даже не пытается вспомнить, где и с кем первый лицедел находился в отрыве от группы. Хотя это было 100 страниц назад(2 года по хронологии романа). Они каждый раз пытаются решать проблему уже проверено не работающими методами. Для чего? А ну да. В этот раз МЫ ОБЯЗАНЫ СПРАВИТЬСЯ, У НАС НЕТ ДРУГОГО ВЫХОДА. И о чудо. Не работает. А работает новый метод, который использует Скиталле. Просто невероятно.
Ведьмы Бенэ Гесерит обладали памятью предков, это известный факт. В это романе у Шианы просыпатеся память Серены Батлер, героини трилогии романов приквелов о Батлерианском Джихаде. Но как известно, у нее не было детей. Единственный её ребенок погиб, став причиной начало кровопролитной многовековой борьбы, а других потомков она не оставила. И когда ты думаешь, ну сейчас автор нам объяснит, откуда вдруг эта память, он открытым текстом говорит нам: "Подумай сама, ты ведь не дурак". И все, все объяснение. А реальная причина в том, что ну не выкидывать же наследие написанных ими же книг, ну в самом деле. Это происходит просто ПОТОМУ ЧТО. И все делают вид, что так и должно быть. Но проблема даже не в этом, это никак СЮЖЕТНО НЕ ОПРАВДАНО, это просто есть, как факт, как данность, но никак не влияет на развитие сюжета.
Откуда у Барона Харконнена в голове Алия? Настоящая Алия была зачата во время прохождения испытания Джессикой, и со временем в ее голове поселился ее дедушка, один из ее КРОВНЫХ РОДСТВЕННИКОВ, и она стала мерзостью. Здесь же Харконнен просто родился, что-то жил радовался, совращал малолетних мальчиков, потом ему вернули память очень странным путем(где ваще было написано, что Барон любит испытывать боль? он любил ее причинять, а не ичпытывать, очередной бред). И у него в голове появилась Алия. чего? Откуда она там? Как появилась? Почему Барон ее помнит? да, она его кровный родственник, но она наследница, если можно так выразиться, а не предок. А знаете какое объяснение? потому что их судьбы связаны вечной борьбой и какими-то невидимыми нитями. А знаете для чего она там? просто чтобы была. Она никак не влияет на решения Барона (в отличии от воздействия Барона на Алию в Детях Дюны), она просто иногда неуместно шутит, заставляя Барона отвечать ей в слух, что выставляет его в дурном свете.
4. Абсолютно не нужные для общего повествования сюжетные арки. Часть глав из Романа можно выкинуть, и он ничего не потеряет в смысловом значении и сюжете. Арка с прилетом на планету дрессировщиков не нужна, она не развивает персонажей, никак, она наоборот выставляет их бестолковыми глупцами, которые попались в очень глупую ловушку. Весь сюжет с приручением футаров, предществующий этой арке тоже оказывается ненужным, потому что футаров просто слили. Да, они в итоге привязались и спасли их, но они могли сделать тоже самое и на Синхронии.
Зачем была нужна гиперспеция? 50 страниц романа посвящено тому, как Вафф СОЗДАЕТ супермегамощных червей, которые могут выживать в воде. Для чего? они не принимают участия в итоговой битве, они ничего не делают, просто они супермощные и поели фибий, которые добывали камни Су, которые стали еще одной денежной единицей в Старой Империи(несмотря на то, что меланжа становится меньше, и он должен дорожать), но почему камни Су вообще обретают какую-то ценность. Что за бред? И это НИКАК не используется. Опять. Просто эти камни Су были. И вот их нет. НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТСЯ.
5. Оракул времени.
Если вы думали, что самые крутые в мире Дюны это люди, обладающие предзнанием, то вы ошиблись, тут есть невероятно круто Оракул времени, которая в какой-то момент взяла и просто уничтожила Омниуса, просто стерла его из Вселенной. Остается вопрос. Какого лешего ты 15000 лет делала? почему нельзя было это сделать давно? бред
6. Суперкрутые персонажи.
Книга захватывает хронологических 25 лет после Капитула Дюны. За это время герои этого романа создали новых червей, создали еще одних, более устойчивых червей для уничтоженного Ракиса, у молодого гхола Лето II появились какие-то щупальца, когда его пытались убить, черви складывались и собирались в одного мегачервя под руководством Лето II как пауэр-рейнджеры или трансферы. И плевать на биологию, плевать на все. Они просто извивались вокруг друг друга и становились МЕГАКРУТЫМИ УЛЬТРАГИГАОГРОМНЫМИ червями. Герои романа заходили в открытую пасть червь просто постоять у него в желудке, и выходят оттуда. Они видят какую-то невидимую тахионную сеть, которую и представить то себе сложно. Как какаято сеть может быть накинуть на часть Галактики?  Майлз Тег настолько ускорил свой обмен веществ(читай замедлил время), что за 3 минуты, которые прошли в реальном временном исчислении он прожил более 2х месяцев. Пол Атрейдес, после смертельного ранения в сердце смог затянуть рану на одном из желудочков, направил потоки крови по артерия и выжил. Досточтимые Матроны заселили наверно миллиард планет червями(в сущности упоминается только 2 или 3). За 25 лет, Карл! Столетия нужны были червям, чтобы превратить Дюну в свой дом. Да плевать, 20 лет+-2 года сроки, должны управиться.  И так со всем. Плевать на каждую крупицу наследия, плевать на каждое правило. Мы пишем книгу как хотим. Даже некоторые фанфики талантливее пишутся.
А самое ужасное, что авторы укрываются именем Френка Герберта, отца-основателя Дюны. Это он так хотел, утверждают они, показывают нам 2 каких-то листка его дневника.
Если что и можно было написать на этих двух листках, исключив так полюбившиеся новым авторам повторы, так это идею о том, что Дункан и есть новый Квизац Хадерач. И это единственный толковый сюжет. Что Квизац Хадерач не обязательно должен быть рожден. Им можно стать, прожив свою жизнь 1000 и 1 раз. Кстати вопрос, откуда Гхола помнит жизни своих прежних Гхола остается открытым, ведь в Боге-Императоре Дюны Дункан не помнил своих прошлых реинкарнаций, кроме первой, когда он погиб спасая Пола и Джессику. Часть знаний он восстанавливал в архивах, но он не помнил своих прошлых жен, детей, которых завели других гхола, не помнил, как они умерли. А тут вдруг вспомнил все.
Это плохая книга. Хотя она завершает сюжет Дюны, она закрывает абсолютно все вопросы, все сюжетные ветки, убирает ненужных героев, а нужным дает счастливое будущее, которое когда-то у них отняла война за Аракисс, она абсолютно не вписывается в мир, частью которой пытается быть. Не зря фанаты называют творения Герберта младшего и Андерсона "расширенной Дюной". Я уверен, найдутся и те, кому эта книга понравится, но я к таким себя причислить не могу.

Комментарии

Я с вами во многом согласна, но все же и у самого Герберта преподобные матери могли управлять метаболизмом чтобы не стареть или беременеть ребенком конкретного пола, ну и момент, что досточтимые матроны охотились за гессеритками, чтобы узнать, как они защищаются от вирусов, это тоже написал Мэтр. Туда же прана-бинду. У него же Майлз Тег после пыток ДМ научился двигаться с необычайной скоростью при помощи ускорения обмена веществ и, если не ошибаюсь, Дункан еще в "Еретиках Дюны" обрел память о своих предыдущих жизнях (возможно после их взаимного импринтинга с Мурбеллой, а может и нет). Тут еще в других отзывах часто называют бредовой идею гхола старых персонажей, но ведь опять же, именно сам Герберт в "Капитуле Дюны" описал капсулу с нулевой энтропией, зашитую у Скиталя. Я почему-то уверена, что и перечень гхола тоже принадлежит ему, потому что уж очень видны старания соавторов притянуть за уши почему тот или иной человек должен был быть возрожден (хотя может быть они взяли из списка, о котором я выше сказала). Хотя вообще сам проект гхола неоднозначный даже у самого Герберта, в "Мессии Дюны" у гхола металлические глаза, потом эта тема опускается и больше не поднимается. В поздних книгах мы видим, что гхола выращивают как обычного ребенка (что логично, ведь это по сути клон), но между событиями первой книги и второй (убийством Дункана и его возрождением в виде гхола) проходит где-то лет 15, а он был уже взрослым мужчиной. Так же с гхола для Бога-Императора, сомневаюсь, что он каждый раз по 30-35 лет ждал, хотя для него это незначительный срок, но все-таки.

0 25.07.22