Больше рецензий

Nikivar

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 апреля 2013 г. 21:16

283

5

Так уж получилось, что эти три книги (Великий пост, Несвятые святые, Современный патерик) я читала почти одновременно. И показалось мне, что они созданы с одной и той же целью – позволить читателю увидеть истинное православие, узнать о нем что-то новое, лишиться пары-тройки предрассудков и неверных стереотипов. Нельзя написать одну рецензию сразу на три книги, придется писать единую – но в трех частях, с общим вступлением. Итак...

Часть 1

Это краткое толкование Великого Поста написано для тех
все более многочисленных в наши дни читателей, которым
хотелось бы лучше понять богослужебную традицию Церкви
и принимать более сознательное участие в ее жизни.


Лучшая книга из трех, к тому же попавшая точно в нужное время.
О. Александр Шмеман – известный «борец» как с закоснелостью самих православных, так и с представлениями о православии, сложившимися в мире. Приверженность традиции, смысла которой человек не понимает, – это была его больная точка. Вспомним «Дневники».
В этой книге цель достигнута полностью. Небольшая, написанная удивительно ясным языком, книга легко читается и понимается. Речь в ней об одном из самых значимых периодов годового круга, периоде, о котором есть стойкое убеждение, что о нем известно всё и всем. Какая же это обидная ошибка! О. Александр возвращает нас к истоку, заставляет вспомнить: ничто в церкви не есть случайно. Цвет священнических облачений, время и текст богослужения, чтение того или иного отрывка из Священного Писания – все имеет свой определенный смысл.
Что такое причастие? Что происходит со временем внутри богослужения? (С какой целью мы употребляем настоящее время, говоря о событиях, случившихся 2000 лет назад?) Почему для того, чтобы ощутить всю глубину Великого поста недостаточно бывать только на воскресных литургиях? Как совместить апостольский запрет поститься в субботы и воскресенья с тем, что пост длится полтора месяца безо всяких перерывов?
Чтобы пост не превратился в диету-повинность-кучу правил/ограничений, надо просто не быть ленивыми или поверхностными. Надо пытаться узнать о его подлинном смысле, пропустить знание через себя и – не забыть!
Например,

Незнание Триоди – главная причина, почему в христианском сознании постепенно иначе стали пониматься смысл и значение Поста, что мало-помалу обратило Пост в соблюдение чисто формальных «предписаний» и ограничений в пище. Подлинное вдохновение и призыв Великого Поста в настоящее время почти утеряны, и единственная возможность их вновь приобрести – это внимательное слушание всех песнопений Триоди.


Говоря так, о. Александр не оставляет нас наедине со сложными, часто непонятными текстами. Постепенно проводя читателя по всей дороге Великого поста, он понемногу знакомит с ними, приводя каждый отрывок в том виде, что употребляется в Церкви, затем в переводе на современный русский язык и, наконец, разъясняя то, что может остаться непонятным.

Сколь бы ни был ограничен наш пост, если это настоящий пост, он поведет к искушениям, к слабости, к сомнениям и к раздражительности. Иными словами, он будет борьбой, в которой мы, вероятно, не раз будем побеждены… Если после такой неудачи, уступив своему голоду и страстям, мы начинаем все снова, не обращая внимания на то, сколько ошибок мы совершили, то рано или поздно наш пост принесет духовные плоды. Между святостью и цинизмом разочарования находится великая и божественная добродетель терпения — прежде всего, терпения по отношению к самому себе.

В рамках игры "ТТТ", за совет огромное спасибо osservato !

Комментарии


Спасибо, такая обстоятельная рецензия на нехудожественную литературу - редкость.


Книга уж больно хорошая - хочется покричать погромче, чтобы больше людей ее прочитали))