Больше рецензий

Romanio

Эксперт

Ищу утраченное

12 января 2022 г. 10:53

553

4 Судьбы Кавказа в путевых заметках средневекового путешественника

Будучи этнографом и кавказоведом А.Н. Дьячков-Тарасов написал повесть, которая несет скорее этнографическую, чем историческую нагрузку. Его главный герой также выходец с Кавказа, из алан, с непростой судьбой. 11-летним мальчиком он был похищен одним из соседних князей и продан в рабство, затем в шторм на борту судна спас своего хозяина-ференка (генуэзца), за что был пожалован свободой, но остался служить своему прежнему хозяину в надежде выкупить свою будущую жену, получил прекрасное образование в одном из лучших университетов того времени и ко времени начала повести находился на должности секретаря посла Генуи Чезаре Дориа, направленного инспектировать колонии генуэзцев в городах Понта и Кавказа. Историю своих приключений он рассказывает от первого лица, что придает ей некоторую ограниченность, но хорошо служит выбранному автором формату мемуаров. Повесть успешно стилизована под средневековые записки, чему способствует и указанный уже мной формат, отсутствие профессионального художественного мастерства, и большое количество принятых в той эпохе имен собственных для географических и этнических понятий - Трапезонда, Пецонда, Себастополис, Стробилос-Монс и пр., а также некоторая отстраненная поверхностность сведений об "азийцах" Тимура и кипчаках Тохтамыша и самой сути их конфликта, как если бы писал действительно европеец, далекий от ситуации в Азии, и узнававший эту информацию из источников разной степени достоверности. Ярко отражен контраст между привычным герою Западом и незнакомым, опасным и малопонятным Востоком. Основная тема работы - не Тимур и его завоевания (хромой завоеватель вообще проходная фигура, скользящая тенью в декорациях), а Кавказ и люди его населяющие. Замечательно переданы уклад жизни и обычаи мелких кавказских княжеств и народностей - абазгов, аланов, темиргоев, кабертай, зихов. Жизнь, в которой свои князья были больше полновластными хозяевами, чем защитниками, где христиане продолжали чтить подношениями духов предков, где племена-соседи нападали друг на друга и продавали в рабство пленных, своих же единоверцев, зачастую христиан, рабовладельцам христианам и мусульманам, где вражда между князьями измерялась в убитых или разоренных крестьянах. Вся книга пропитана болью за судьбу соотечественников.

Несмотря на мои старания узнать судьбу моего родного аула, из расспросов я мог понять только одно: все аулы в верховьях реки Копы опустели. Мой аул был в их числе. С тоской думал я о матери, о брате и о других родных. Опять согнали с насиженных мест бедных людей. Опять жизнь впроголодь, а может быть, они уже умерли от меча или копья азийцев.

Сюжет незамысловат. Путешествуя по Кавказу генуэзцы и их секретарь посещают города и пируют с правителями, а затем попадают в плен к Тимуру, который наступает на Орду, в лице Тохтамыша и становятся свидетелями битвы на Тереке, взятия Татартуба и Маджара, осаде на реке Тане (Дон) генуэзской крепости и разорения Копыла, после чего Тимур отпускает генуэзцев и они возвращаются в Каффу (Феодосия), откуда направляют подробное донесение об увиденном дожу. На обратном пути в Трапезонд гибнет красавица-рабыня зихийка, которую Чезаре Дориа купил в Пецонде. Гордая девушка предпочла смерть в волнах неволе и бесчестью. Но и для генуэзских аристократов путешествие закончилось гибелью - в ответ на их высокомерие и угрозы команда корабля взбунтовалась и расправилась с ними. Наш главный герой был отпущен в Трапезонде и направился домой к любимой семье, неся на запад рассказ о победах Тимура.

Через две недели из Трапезонда было получено известие, что Тимур опустошил Крым и сжег Каффу.