Больше рецензий

bastanall

Эксперт

Литературный диктатор

15 января 2022 г. 13:53

253

4.5 Флавия и труп в реке,

или Смерть стучится в двери тихой деревушки

__________________________________________________________________

Не устаю повторять, что эта книга — одна из самых интересных в цикле.
Во-первых, автор позволил де Люсам сменить обстановку и отправил их в путешествие, по дорогам и рекам старой доброй Англии. Классическим исходом стало то, что Флавия снова нашла труп — первая! своими руками! — и начала расследование. Неклассическим итогом стало то, что впервые сёстры де Люс принимали столь деятельное участие в «приключении» и впервые Доггер из верного слуги стал полноценным напарником. Детективное агентство «Холмс & Холмс & Ко» представляет вашему вниманию «Убийство на болотах»! Шучу. На самом деле Флавия предложила надпись «Артур У. Доггер и компаньоны. Осторожные расследования».
Во-вторых, в девятой книге цикла персонаж Доггера расцвёл как никогда ранее. Его история в предыдущих книгах раскрывалась постепенно и сейчас уже хорошо известна, однако его образ всё время как бы пребывал за серой завесой отстранённости. Раньше он не принимал такого яркого, такого деятельного участия, как сейчас. Словно красивая кукла научилась вдруг думать и действовать самостоятельно и стала ещё красивее — такой был эффект.
В-третьих, история тройного убийства, за которое в прошлом осудили и повесили каноника Уайтбреда, и история смерти танцора Орландо Уайтбреда в настоящем — это нечто по-английски классическое, нечто готичное на всём протяжении и до дрожи интересное в развязке. Взять хотя бы момент, когда Флавия листает Библию, чтобы расшифровать послание, которое нашла у мертвеца в карманах, — такое, мне кажется, возможно лишь в готичной вселенной Флавии де Люс. Или возьмём к примеру то, кем оказался убийца, — куда уж готичнее!

Итак, сёстры де Люс и Доггер спускались по реке. Когда их лодка проплывала мимо красивой церкви под названием «Святая Милдред-на-болоте», Флавия неожиданно для всех выловила в реке тело мертвеца-очаровашки. В этой ситуации все проявили себя безупречно — де Люсы не падают в обмороки, даже если они не Флавия! — но особенно интересно повела себя главная героиня.
То, как повзрослела Флавия, — ещё один плюс книги. Однако её развитие не удивляет, уж после всего того-то, что выпало на долю их семьи (долги, похороны матери, болезнь и смерть отца), странно было бы остаться на прежнем уровне. При этом автор сумел удержать равновесие и сохранил в героине самые колоритные черты: её отточенный ум, богатую фантазию, увлечённость химией, ядами и смертью, её противостояние с сёстрами, которое просто вышло на новый уровень. Флавия осталась собой, но какой же взрослой она стала! Ведь ей уже целых 13 лет! (Упс, кое-где в книге упоминается, будто ей всё ещё 12, но время действия — лето 1952 года, когда девочке уже должно было исполниться 13 — опять косяк с возрастом? Не знаю.)

Итак, девочка нашла труп, с Доггером они собрали первые улики и начали расследование. Пять трупов за последние несколько лет в такой крошечной деревеньке как Воулсторп не могли не навести Флавию на мысли определённого рода: нет ли здесь какой-то связи? не кроется ли преступление за ужасным на первый взгляд стечением обстоятельств? Оказалось, что в Воулсторпе кипят нешуточные страсти: большинство местных женщин сгорают от страсти к одному красавчику; они же беспощадно «топят» соперниц в отравленных котлах сплетен; полиция обстряпывает какие-то свои мутные делишки, обвиняя невиновных и маскируя подозрительную смерть под несчастный случай; великие актрисы играют на публику, пусть даже такую скромную, как в этой дере-евне; художница, приехавшая с бродячим цирком, в своём вагончике увеличивает количество святых и мучеников, ибо в мире слишком много грешников.
Под стать страстям в деревушке живут сплошь колоритные персонажи. Не было ещё у Флавии де Люс такой книги, в которой основные действующие лица были бы столь же хороши: два-три — бывало, но не как здесь — почти все. Констебль Оттер, мистер Найтингейл, его сынишка Хоб Найтингейл, миссис Палмер, Поппи Мандрил, Клэр Тетлок, миссис Дэндимен, Теренс и его друзья… Каждый из этих героев по-своему особенный, и интересно наблюдать, как Флавия обрабатывает — очаровывает или же пытает, в зависимости от ситуации, — этих совершеннейших для себя незнакомцев. Больше всего мне понравилась миссис Палмер, хотя она бесила Флавию (но девочка отдавала ей должное). Непризнанный поэтический гений в обличье жены деревенского трактирщика! Иронично и увлекательно, ведь именно она позволила автору ввести в сюжет литературную головоломку, идеально подходящую для Дафны. Хм, да, пожалуй, я заобожала миссис Палмер не только из-за её нелепой гениальности, но ещё и из-за вовлечения в расследование средней из сестёр де Люс. Уж очень трепетно я люблю Дафну, этого скрючившегося гениального четырнадцатилетнего книжного червя. А вот Поппи Мандрил, которая понравилась Флавии за свой великий актёрский талант, на меня не произвела впечатления — она настолько эксцентрична, что это даже скучно.
Офелия в этой книге (как и всегда, впрочем) не вела никакого расследования. Но в «Суде молвы» есть простая и незамысловатая сцена, когда старшая сестра спасает младшую от верной гибели и после этого «пинает» поверженного врага. Я наслаждалась каждой секундой этой сцены. Нужно прочитать восемь книг, чтобы назубок усвоить тонкости отношений Флавии и Офелии — и чтобы стать восторженным свидетелем этой сцены.

В общем и целом, книга стоит каждого написанного в ней слова. Хотя не всё так гладко. Когда я читала её в первый раз, мне всё было пристально понятно, и я восхищалась неожиданной, но красивой развязкой. Однако, перечитывая во второй раз, я посмотрела на историю немного под другим углом и вдруг поняла, что какой-нибудь менее удачливый читатель не смог бы назвать такую развязку красивой. Одной из особенностей цикла является то, что Флавия редко проговаривает для читателя свои догадки, и постоянно приходится читать между строк. В таком режиме чтения легко что-то упустить. А стоит упустить одно — и всё остальное медленно, но неотвратимо теряет смысл. В других книгах мне не везло так, как в этой, и я тоже частенько теряла полупрозрачную нить догадок. Возможно, стоило бы вести записи с подозрительными поступками каждого из основных действующих лиц? Но, думаю, лично мне это уже поздновато пробовать.
Ещё из минусов я бы хотела отметить странный момент.

Спойлер с минусом, осторожно.
Автор сам себя перемудрил, сделав так, что в одно и то же время Орландо выпивает яд, прыгает в воду и — его топит убийца, который не знает, что Орландо и сам решил умереть. Поразительное единодушие в один и тот же момент!
свернуть

Это тот самый род совпадений, который легко может встретиться в реальной жизни, но в романе вызывает множество вопросов, если автор не даёт ему достаточного обоснования. Здесь такого обоснования нет. Да и само совпадение необходимо лишь для того, чтобы заставить Флавию сомневаться в причине смерти и вынудить провести зрелищный химический эксперимент.
Кхм, с другой стороны, автора можно понять. Эксперимент получился действительно зрелищным с интеллектуальной точки зрения. Представьте, что вы химик, у которого под рукой нет своей любимой лаборатории — это как оказаться голым на улице! Примерно в таких условиях и была Флавия с Доггером. Но они выкрутились из ситуации с изобретательностью, которой я не могу не восхищаться. Химические эксперименты в гостиничном номере — это настоящая химическая симфония, посвящённая истине и восхваляющая импровизацию! Наверное, именно поэтому я даже не могу всерьёз ругать надуманность совпадения. Да, без обоснования, зато какие зрелищные последствия!

Что в итоге? Отличная книга в лучших традициях Флавии де Люс с увлекательным преступлением и интересным финалом. Стоит того, чтобы прочитать предыдущие восемь книг.

P.S. Список книг, упоминаемых в «Суде молвы».

Цикл «Тайны Букшоу» (иначе «Загадки Флавии де Люс»): 1. «Сладость» — 2. «Сорняк» — 3. «Селёдка» — 4. «Призраки» — 5. «Гробница» — 6. «Мертвецы» — 7. «Сэндвич» — 8. «Пёстрый кот» — 9. «Суд молвы» — 10. «Локоны».