Больше рецензий

Martis

Эксперт

по оранжевым книгам и саморазрушению

15 января 2022 г. 22:15

184

5 «Корзина с отрезанными ушами»

Способность спать — это первое, что теряешь, когда сюжетная линия реальности кажется нам столь же несуразной и бессмысленной, как сюжетная линия снов: нам не нужно даже засыпать, чтобы представить себе, что мы падаем в пропасть

Йереми – полицейский, занимающийся загран. паспортами (и, к тому же. ведущий радиостанции, которую никто никогда не слушает). А ещё Йереми, после того, как в принесённом в участок подозрительном пакете оказалась не бомба, а книги по философии, стал философом-любителем. И немного ясновидящим (правда, всё его ясновидение заключается в том, что после достаточной дозы наркотиков он видит определённые образы, которые вскоре воплощаются в жизнь). В общем, такой неординарной личности, как Йереми через пару часов исполняется сорок лет. И он собирается рассказать миру (посредством этой книги и передачи на радио) о прошедшем годе, который был полон безумных приключений, судьбоносных встреч и решений, которые повлияли на его настоящее.

Начну с того, что это очень необычная книга (и сейчас объясню почему). Есть научно-популярные книги, написанные заумным языком, смысл которых мало кто понимает. А есть книги из серии «Альтернатива», написанные донельзя просто, и в их сюжетах часто встречаются темы саморазрушения, наркомании и алкоголизма. Бенитес Рейес решил соединить первые со вторыми и представил миру «Размышления о чудовищах». Здесь главный герой, увлекающийся философией, возвышенным языком, оперируя научными трудами по философии и приводя в примеры древние мифы и высказывания Ницше и Сократа, рассказывает о своей жизни, полной саморазрушения, бесконечных отходняков и сумасшедших приключений.

Герой ведёт диалог не столько с собой, сколько с читателем, с невидимым слушателем, который время от времени задаёт наводящие вопросы, чтобы Йереми было проще рассказывать. А ещё герой страдает скобочной болезнью (как он сам это называет) и (зуб даю) 50% предложений в книге заключены в скобки, словно узники авторской тюрьмы.

Мы думаем, что наш разум – это наш союзник, наш благодетель, платиновый ключ к мудрости, безошибочный компас, всегда указывающий нам прямую дорогу в рай. Но наш разум – это, скорее, что-то вроде атомной станции, терпящей аварию, с бесконечным количеством радиоактивных отходов и случайных токсичных отбросов, загрязняющих постепенно наши представления о бытии, жизни и мире. (Если, конечно, эти три понятия не являются единым понятием: три эвфемизма для того, чтоб уклончиво обозначить Ничто.) (То, что называется Ничто.)

Нельзя сказать точно, о чём эта книга, как нельзя сказать это и о философских трудах великих учёных (нашёл, что сравнивать). Потому что и тут, и там поднято великое множество тем, над которыми можно размышлять целую вечность. Йереми рассуждает об ушедшем времени, разжевывает для себя (и для нас) понятие любви, непринуждённо говорит о смерти и месте человека в мире.

Но, если говорить грубо, то «Размышления о чудовищах» – о кризисе среднего возраста. Когда ничто уже не приносит удовольствие, приходится находить его в самых необычных (и безумных?) вещах. Йереми с друзьями спонтанно отправляется в Пуэрто-Рико, попутно устраивая дебоши в самолёте и гостинице; занимается раскопкой сокровищ; прячется от урагана в чужом отеле; подсыпает наркотики в бокалы малознакомых девушек в надежде с ними переспать; угощает кошек ЛСД и едва ли не оказывается замешан в деле о двойном убийстве в китайском ресторанчике. Всё это – попытки пережить кризис среднего возраста, заполнить внутреннюю пустоту, найти и понять себя (хотя для этого, как оказывается, уже слишком поздно).

Мы можем представить себе чужой ад только приблизительно: точный и верный образ своего ада каждый ревниво хранит в черном ящике, регистрирующем катастрофы бродячих самолетов сознания, и этот ящик не разрушается даже тогда, когда наступает момент нашего разрушения, и мы забираем его с собой на тот мир, и превращаемся в призраков, слоняющихся там и сям с черным ящиком под мышкой

Читая «Размышления о чудовищах» создаётся ощущение, что ты сидишь за стойкой бара и выслушиваешь исповедь подвыпившего мужчины. Не столь важно, куда его в очередной раз заведут съеденные наркотой мозги – в размышления о Боге или об его отсутствии, в разговоры об идеальном шуточном мире, который можно построить (вот прям сейчас, поехали) – важно, что что-то из его философских речей и рассуждений о любви, да откликнется у вас в душе и останется там навсегда (если вам такая метафора не нравится, то представьте, что вы включили ту самую радиостанцию, где нет слушателей и только ведущий распинается на темы жизни и смерти). (Только это будет в текстовом варианте). (Само собой).

В общих чертах можно утверждать, что жизнь почти каждого из нас — это что-то вроде архитектурного проекта, хорошо задуманного и плохо исполненного: тебе кажется, что ты строишь башню, а ты в действительности роешь туннель

картинка Martis