Больше рецензий

Blacknott

Эксперт

Взгляд из Улья

19 января 2022 г. 17:00

3K

4 Умные шашни, каждый со своей башни

Наверное, если бы я начал знакомство с Фаулзом с этой повести, а не с "Коллекционера", то вряд ли оно было бы приятным. И понятным. С первых же страниц окунуться в специфический мир жизни художников с огромным количеством имен, стилей и подходов писания картин, их взглядов на коллег и окружающий мир, и не утонуть помог потрясающий слог автора. Я понимал, что, скорее всего, взялся читать книгу не своего формата, но... остановиться уже не мог.
Фаулз мастерски завлек меня во французскую глушь Бретани образца 1973 года в гости к известному (в том числе, как скандалист и грубиян), но постаревшему художнику Генри Бресли, живущему как бы отшельником. Приехавший к нему представитель современной художественной школы молодой художник-абстракционист Дэвид Уильямс должен написать предисловие к выходящему в свет альбому "Творчество Генри Бресли". Он сразу поразился, что как бы отшельник живет с двумя молоденькими девушками, одна из которых начинающая, талантливая художница. Вот такая стартовая диспозиция.
А дальше все, как в хорошем авторском кино. Или спектакле. Меняются сценки - сад, ужин, пикник, мастерская, галерея картин, ночная гостевая комната... - но не меняются действующие лица, кои ведут интеллектуальные споры об искусстве и параллельно выясняют, при чем очень культурно и интеллигентно, отношения между собой.
Одна из девушек, которую Бресли зовет Мышью, открывается Дэвиду с неожиданной стороны. Она манит Дэвида, как своей удивительной свободой восприятия мира, хотя и кажется поначалу замкнутой и закрытой, так и как женщина. Но Дэвид женат, имеет детей и не решается поддаться соблазну. Бресли тоже не равнодушен к Мыши и даже предложил ей пожениться, хотя между ними разница в возрасте в несколько десятков лет. Мышь не отвергает Бресли, но и не спешит принимать предложение. Она, возможно, желает чтобы ее украли из этого места, человеком вроде Дэвида. Но сама точно не знает, что хочет. Вторая девушка по прозвищу... Уродка (Бресли оправдывает свою хулиганскую молодость) и вовсе совсем беспринципный человек и живет буквально одним днем, чему и рада.
И больше никаких интриг. Это каким надо уникальным писательским талантом обладать, чтобы удержать читателя в узком кругу героев с их умными, тонкими и бесконечными диалогами, без тайн, без убийств и без скандалов. Фаулзу удалось. Мастер. Любопытно, что никому из участников дискуссий не можешь полностью отдать свои симпатии. Как, впрочем, и антипатии. Все очень живые, разные, со своими философскими фильтрами на окружающую действительность.
Ненавидящему современное искусство Бресли удается пошатнуть устойчивые, как казалось Дэвиду, взгляды на художественный мир. Но зато молодому художнику удается устоять перед возможностью уйти от обычной, нормальной, порядочной жизни к другому образу существования, полного творческой свободы, что символизирует в его глазах и словах Мышь (кстати, ее Диана зовут). И не понимает, правильно ли поступил. Дэвид уезжает из поместья с тяжелым сердцем и разбитым душевным покоем.

Ему кажется, что он с трудом волочит ноги; вероятно, так чувствует себя человек, недавно перенесший операцию и еще не совсем пришедший в себя; в его притупленном сознании мелькает что-то неумолимо ускользающее. Как во сне: было, но не помнишь, что. Захлебнувшийся крик, день, сгоревший дотла.
Она [жена] спрашивает:
— Ну, а ты, милый, как?
Он сдается тому, что осталось: абстракции.
— Уцелел.

Это последние строчки в повести. Дэвид, побывав два дня в чудесном, странном, но притягательном мире с прекрасными возможностями все изменить, вернулся домой, вновь став тем же успешным молодым художником, рецензором и приличным семьянином. Уцелел. Но и только-то. Ведь привычный мир для него теперь - абстракция, "Башня из черного дерева". Так презрительно называет современное искусство Бресли, в противоположность известной метафоре "Башня из слоновой кости", которая, благодаря ряду литераторов, приобрела новый смысл (супротив первоначального библейского) - это бегство от реальности, уход из суеты и жестокости мира в творчество и размышления.
Не простое чтиво, наводящее на размышления о смысле жизни... Как только почувствуете потребность в этом, найдите это произведение Фаулза.