14 апреля 2013 г. 18:10

818

5

«Искусство – язык жизни»

Бесспорным представляется утверждение, что искусство – одна из форм познания жизни. А главная задача, которую оно выполняет, - делать нас самими собой: предоставляемая чтением книг возможность переходит в иные состояния, оказываться в ситуациях, в реальности невозможных или недоступных, позволяет нам найти свою собственную глубинную сущность.
Способность реализовать столь волшебную задачу обусловлена тем, что искусство представляет собой «особое средство коммуникации». В интерпретации Лотмана это означает, что, создавая и воспринимая произведение искусства, человек передаёт, получает и сохраняет особую художественную информацию, которая неотделима от особенностей литературных текстов, что и является основной темой монографии «Структура художественного текста».

Юрий Михайлович Лотман – известнейший литературовед, культуролог, один из основоположников структурно-семиотического метода изучения литературы и культуры. Ему принадлежат, возможно, одни из лучших комментариев к «Евгению Онегину» , чудеснейшая биография Пушкина, а также основанные на цикле телевизионных передач «Беседы о русской культуре» - познавательное и великолепно изложенное исследование культуры русского дворянства. В отличие от указанных работ, рассчитанных на широкий круг читателей, «Структура художественного текста» - работа строго научная, требующая специальных знаний.
(Проверить себя легко: достаточно вспомнить «Покровские ворота» и чудесную сцену в музее: «Фалеков гендекасиллаб есть сложный пятистопный метр, состоящий из четырёх хореев и одного дактиля, занимающего второе место. Античная метрика требовала в фалековом гендекасиллабе большой постоянной цезуры после арсиса третьей стопы». Если вы не просто улыбаетесь, а понимаете, хоть немного, о чём идет речь, то чтение «Структуры…» не потребует от вас особенного труда. Впрочем, и человек неподготовленный может оценить исследование Лотмана, нужно лишь освоить терминологию, а дальше логичность изложения и безусловная «интересность» темы, без сомнения, сделают чтение приятным).

Итак, уже в самом начале книги Лотман обращает внимание на, казалось бы, очевидный факт, но которым так часто пренебрегают: пересказ стихотворения обычной речью (а равно, добавим, и краткое изложение рассказа, повести или романа) – разрушает структуру художественного текста и доносит совсем не тот объём информации, который изначально в нём содержался. Именно в этом, по мнению Лотмана, слабая сторона школьной методики изучения литературы «настойчиво убеждающей учеников в том, что несколько строк логических выводов (предположим, вдумчивых и серьёзных) составляют всю суть художественного произведения, а остальное относится к второстепенным «художественным особенностям».

Методика рассмотрения отдельно «идейного содержания», а отдельно — «художественных особенностей», столь прочно привившаяся в школьной практике, зиждется на непонимании основ искусства и вредна, ибо прививает массовому читателю ложное представление о литературе как о способе длинно и украшенно излагать те же самые мысли, которые можно сказать просто и кратко.


Именно исследованию художественной структуры текста как реализации мысли поэта и писателя посвящена данная книга: от определения понятия текста до анализа композиции словесного художественного произведения, проблемы сюжета и героев-персонажей. Здесь представлен прекрасный анализ лирики Лермонтова, Пушкина, Цветаевой, Вознесенского, в том числе с применением теории информации к поэтическому тексту; дан неожиданный взгляд на литературу с точки зрения математической теории игр; описана диалектика читательского и писательского подхода к художественному тексту (как тут не вспомнить «автора и образцового читателя» Умберто Эко) и многое-многое другое.

В тексте упоминается существующее «соревнование» двух подходов в читательском восприятии художественного произведения: одни читатели считают, что главное — это понять произведение (получить интеллектуальное удовлетворение), другие — испытать эстетическое наслаждение. Без сомнения, «Структуре художественного произведения» есть что предложить обеим группам!

Книга прочитана в рамках флэш-моба "Урок литературоведения". Урок №2

Комментарии

очень полезная рецензия! какую простую мысль вы нам принесли от Юрия Михайловича, а ведь самостоятельно до нее ни за что не додуматься (это я про цитату)! Спасибо вам огромнейшее!

0 14.04.13

Спасибо вам за прекрасные уроки :)

0 15.04.13