Больше рецензий

Tin-tinka

Эксперт

По моему скромному мнению :)

24 января 2022 г. 21:58

3K

4 Обыкновенная история 60-х годов

Небольшая повесть с весьма известным названием привлекла мое внимание как предыстория книги «Молотов», которую я давно собиралась прочесть. Сложно сказать, чем понравилась мне первая часть истории Егора Ивановича Молотова, потому что тут нет динамичного сюжета, необычных характеров или неожиданных исторических подробностей. Но именно в этой повседневности - главный плюс для меня, ведь, читая, чувствуешь погружение в эпоху 60-х годов ХIX в, в реалии этого времени и изучаешь вопросы, которые казались тогда важными.

Автором поднимаются темы поиска своего пути разночинцами, анализируются отношения между нанимателями и работниками, описывается образ жизни помещиков и чиновников, а также затрагиваются вопросы женской эмансипации. При этом данное художественное произведение, скорее, трибуна писателя, дающая ему возможность высказать свое мнение о различных общественных вопросах, здесь будет весьма мало «свободы героям», урезанное количество диалогов и прямой речи, по большей части это монолог автора, что несколько утяжеляет книгу. Если вы не любите, чтобы автор вас «водил за руку» словно экскурсовод, заранее описывая характеры персонажей и подробно трактуя все события, то данную книгу вряд ли стоит начинать.
Но из плюсов - это весьма приятный авторский слог (хотя, опять же, все на любителя, чем-то он напоминает стиль Чернышевского, который не всем нравится) и замечательный главный герой – добрый, скромный оптимист- идеалист. Молотов, с одной стороны, весьма наивный и стеснительный в силу молодого возраста (и совершающий из-за этого множество промахов), а с другой стороны, вдумчивый юноша, ищущий ответы на свои вопросы. Вместе с ним интересно задумываться над поднимаемыми проблемами, особенно тем читателям, кто интересуется данной эпохой и социальными идеями, волновавшими интеллигенцию.

А еще достаточно забавно описаны переживания неопытного молодого человека, получившего послание с признаниями в любви от таинственной незнакомки, его мысли, когда он пришел на свидание и не знает, что говорить.

цитата
Егор Иваныч взглянул на спутницу искоса. Она вздохнула. Молотов чувствовал, что он должен сказать что-нибудь, но не было у него ни одного звука, ничего в голову не шло; он не знал, куда девать свои большие ладони. Он придумывал какое-нибудь слово, был бы рад самой пошлой фразе, а в голове только и было: «Черт же знает, что это я… ведь нехорошо…» Он решил, что напрасно трудится, что ничего не придумает, и махнул рукой: «Пусть себе!.. Чем-нибудь да кончится!.. Погубила меня проклятая застенчивость!» А Леночка идет, опустивши длинные, прекрасные ресницы.
— Какая сегодня прекрасная погода, — сказала Леночка.
«Нашла же она что сказать!» — подумал Молотов. Но надобно отдать честь и ему. Он поддержал разговор:
— Да, хорошая стоит погода, — и тотчас сделал еще такие слова, — давно уж стоит такая… дождей совсем мало… отличное наступило время.
Молчание. «Нет, — думал Молотов, — я обязан говорить».
— Вы любите природу? — спросил он, а сам про себя подумал: «Однако это с какой стати? Ведь это очень глупо!»
— Люблю.
— Я третьего дня просидел до рассвету, — продолжал Молотов и опять подумал: «Ну, это еще хуже». У него так и шло два разговора — один с Леночкой, другой про себя, как это всегда бывает у застенчивых людей.
свернуть

Помяловский позволил читателям заглянуть в голову своему персонажу, причем не только ему уделяется время, все персонажи весьма примечательны, не зря даже выражение «кисейная барышня», впервые употреблённое в этом произведении, стало нарицательным. Так что чтение вышло занимательным, автор позволяет читателям пережить с героем не только потрясение от «предательства» уважаемого им человека, но и первые сложности в романтических отношениях.

Подводя итог, данное произведение не столь яркое и запоминающееся, как «Очерки бурсы», но для поклонников русской литературы и неспешного вдумчивого чтения весьма подходящее, так что рекомендую.

Ниже приведу особо

понравившийся мне цитаты

Молотову прекрасными людьми представлялись товарищи — бодрые, смелые, честные, за общее благо готовые на все жертвы, оригиналы. Не думалось тогда Егору Иванычу, что многие из них потеряют и бодрость, и смелость, и оригинальность, и способность к жертвам, а некоторые даже… и честность.

Особенно нравился Молотову сам помещик; он был прекрасный хозяин, человек образованный, бывавший за границею. Крестьяне называли его «отцом родным» и благоденствовали сравнительно с крестьянами других помещиков. В числе более полутысячи его крестьян можно было насчитать около двадцати, ни разу не бивших жен своих, что, как известно, не у нас только редкость. Наказывать женщин он строго запретил, считая это варварством. Обросимов даже школу хотел завести, но как-то не собрался.

Откуда эта антипатия к родной грязи, которую человек только что успел от себя отскрести? Она понятна и законна. Как не возбудиться всей желчи, когда зло, понятое вами и отвергнутое, вы видите в самых дорогих вам людях, в том гнезде, где впервые узрели свет божий, где проснулся разум, заговорило чувство, воля попросила дел и работы? Отсюда для многих вытекают нелепые положения. Вот, например, у откупщика, скопившего тысячи при помощи мерзостей и подлостей, сын усваивает гуманные начала современной жизни, и что же выходит? — противны ему стены отцовского дома, а и жаль отца — ведь кровь родная!.. Вот и пойдет мысль ломаным путем, хочется во что бы то ни стало доказать, что незачем бичевать того, в кои зло совершается; что не лицо виновато, а закон, обычай, форма, предание, сок и кровь житейские и народные; среда нас заедает, внешние обстоятельства виноваты, действуют исторические причины… Но отчего же он? Отчего другие уцелели?

Положение человека, живущего в чужой семье в качестве ли учителя, секретаря, компаньона, приживальщика, в большей части случаев стеснительное, зависимое от нанимателя и кормильца. «Я тружусь, следовательно, независим, сам себя знаю и ни пред кем не хочу гнуть спины» — такая истина редко имеет смысл в наших обществах. Протекцию, деньги, поклоны, пронырство, наушничество и тому подобные качества надобно иметь для того, чтобы добиться права на труд; а у нас хозяин почти всегда ломается над наемщиком, купец над приказчиком, начальник над подчиненным, священник над дьячком; во всех сферах русского труда, который вам лично деньги приносит, подчиненный является нищим, получающим содержание от благодетеля-хозяина.

– Про какую вы это эманципацию говорите? – спросила Леночка. – Ученое что-нибудь?
– Вы не знаете, что такое эманципация? – спросила снисходительно вдова.
– Не знаю, расскажите о ней что-нибудь.

– Видите ли, ныне многие стремятся восстановить права женщины, дать ей воспитание полное, как и мужчине, свободу в выборе мужа, в выборе занятий, участие не только в семейной, но и гражданской жизни, личную независимость; хотят восстановить права женщины, которые не должны быть меньше прав мужчины. Понимаете, это и называется эманципациею.
...
– Нет, не понимаю, – ответила Леночка простодушно. – Что это такое, например, значит – свобода в выборе мужа?
... – Очень просто, – говорила вдова поучительным тоном, забывая слова свои, что Леночка не способна к развитию, – очень просто: женщина выбирает мужа себе сама, как мужчина ее выбирает, и тут нет дела ни родственникам, никому. Она сама за себя отвечает…
– Этак иная бог знает кого выберет…
– Уж то ее дело.
– Этого не бывает никогда…
– Да, редко бывает…
– Так, значит, и нет никакой эманципации на свете: это, значит, ученость…
– Что ученость?
– Да вот эманципация… Ведь этого нет, и никто не позволит девице самой выбирать жениха; ну, значит, и неправду вы сказали.

Леночка, по наивности своей, не знала, что можно вычитать какую-нибудь хорошую мысль; вычитавши, запомнить ее хорошенько и для того даже на бумажку записать, со всеми красивыми оборотами, и потом сделать из мысли игрушку. Обыкновенное лганье она понимала, но этого не могла себе представить.

свернуть

картинка Tin-tinka