Больше рецензий

Moonzuk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 января 2022 г. 12:39

93

5 Люди и тролли

Том открывается, наверное, самой известной пьесой Ибсена - «Пер Гюнт». Для меня же знакомство с этим автором началось с «Привидений». В семидесятые, школьником посмотрел по телевизору спектакль Малого театра с Гоголевой и Подгорным в главных ролях. Содержание прочно врезалось в память. Пьеса, где действие не богато на события, а те, что происходят - предсказуемы и ожидаемо вытекают из логики поведения героев. Но внимание и мысль напряженно следят за развитием «сюжета чувств», в котором раскрываются подлинные причины событий и скрытые до времени от посторонних глаз темные стороны характеров. Напряженность этого сюжета по мере развития действия нарастает и в финале превращает драму в трагедию. Прибавьте к этому игру актеров (для Гоголевой определение «великая» вряд ли будет преувеличением) и станет понятно, почему и через 50 лет помнится этот спектакль.
Вернусь к началу. «Пер Гюнт» показался мне самым загадочным произведением в этой книге. Прежде всего сам герой. Кто он? Человек, которому тесно в своем мире, который чувствует в себе силы «стать королем», а пока, пренебрегая обыденными делами, бродит по лесам, охотится и сочиняет небылицы. Бездельником, задирой, пустым человеком считают его живущие рядом. Успехом он пользуется разве что только у девиц, одну из которых уводит прямо со свадьбы, а потом бросает. Это не остается безнаказанным: Пер Гюнт изгнан, объявлен вне закона. Так кто же он? Почему при всех неприглядных чертах образ его не отталкивает?
Нам искусство — мир родной!
То искусство, где народа
Истолкована природа,
Где он видит образ свой.
Может быть это попытка Ибсена показать национальный характер? Не берусь судить - нам бы с русским характером в русской литературе все (или хотя бы немного) понять.
А вот сейчас (именно, когда пишу это) вспомнился Тиль. И если в начале пьесы Пера и Тиля можно считать во многом схожими, то дальнейшая судьба полярно отдаляет их друг от друга. Правда ниточка, удерживающая связь этих героев остается: два светлых женских образа в мировой литературе - Неле и Сольвейг.
И в этом тексте в первый раз в книге сталкиваются люди и тролли. Сталкиваются прямо, сюжетно и образно. Пер чуть не становится зятем короля троллей и возникает противостояние двух линий поведения: человека - будь самим собой и тролля - упивайся самим собой. Подмена одного пути другим при полной уверенности в том, что шел именно человеческим путем приводит героя к жизненному поражению. Но спасение еще осталось.
Пер Гюнт
Тогда назови
Место, где сам я собой оставался,
В духе, который от бога достался!
Сольвейг
В вере, в надежде моей и в любви!
Второе произведение - Кукольный дом (Нора). Оптимистическая трагедия сильной самоотверженной женщины, осознающей внутренне эту свою силу и реализующую ее скрытно через поступок, неблаговидный с точки зрения закона, но допустимый высшими законами любви к ближнему. Стремление к честности, открытости и ясности в отношениях с самым близким человеком и столкновение с непониманием и трусостью. И уже открытый Поступок, достойный сильного характера.
Строитель Сольнес. Успешный, как сейчас бы сказали, предприниматель в области строительного бизнеса. Он мечтал строить церковные башни, стремясь ввысь. А строит «семейные очаги для людей. Уютные, славные, светлые домики, где отец с матерью, окруженные ребятишками, могут жить в мире и довольстве». Успех, достигнутый ценой потери своего семейный очага. И вновь - люди и тролли:
Сольнес (серьезно). Разве вы никогда не замечали, Хильда, что невозможное… всегда как будто манит и зовет нас?
Хильда. Значит, и в вас сидит что-то вроде тролля?
Сольнес. Почему тролля?
Хильда. Ну, а как же назвать это?
Сольнес (сдавленным от волнения голосом). Слушайте хорошенько, что я буду говорить вам, Хильда. Все, что мне удалось сделать, построить, создать красивого, прочного, уютного… да и величавого…все это я постоянно должен выкупать… платить за все… не деньгами… а человеческим счастьем. И не одним своим собственным, но и чужим! ...другие вновь и вновь расплачиваются за меня.
Не буду писать об остальных пьесах. Они не менее внутренне напряженны и захватывающи. Герои с сильными или слабыми характерами, способные противостоять обществу, защищая само общество, герои, которым тесно в их жизненных обстоятельствах, мечущиеся в поисках выхода из них и преодолевающие эти обстоятельства, поступки правильные или неправильные (кто может судить), бунтарство и смирение...
И еще один спектакль - «Гедда Габлер» (Московский драматический театр имени Пушкина, в главной роли Александра Урсуляк). Это стоит смотреть.
Жить — это значит все снова
С троллями в сердце бой.
Творить — это суд суровый,
Суд над самим собой.