Больше рецензий

31 января 2022 г. 20:10

72

5

Этот роман заставил меня пожалеть. Пожалеть о том, что выбирая, что издать у автора дальше, "Азбука" выбрала весьма посредственную, пресную янг-эдалтовую "Мстюншу", а не этот замечательный цикл, который является едва ли не вершиной творчества автора. Нет, логика этого поступка от меня решительно ускользает.
Прежде всего, мне очень понравился слог автора. Это далеко не первая книга, прочитанная у него в оригинале, и, как правило, пишет он очень неровно. Или очень многословно и перегружено (этим грешит, как ни странно, малая форма) или по простецки, едва ли не примитивно (как некоторые последние его работы). Здесь автор нашел идеальный баланс темпа повествования: описаний и словесных красот ровно столько, что они углубляют, но не оттеняют повествование.
Коротко о сюжете. Земля, конец 22 столетия. Человечество прошло через несколько мировых войн и экологических катастроф. Баланс сил существенно изменился: ведущей экономической державой является объединенная Африка, а часть людей, пройдя необходимую аугментацию и генное модифицировние, поселилась в открытом океане. Колонизирована Луна и Марс, с помощью автоматизированных дронов осваиваются окраины Солнечной системы. Человечество начинает присматриваться к ближайшим экзопланетам, с целью найти подходящую для жизни. Но это остается планами далекого будущего, ведь технологий для межзвездых путешествий пока не существует. Но это, безусловно только вопрос времени.
И большая часть этих возможностей открылась благодаря многочисленному и весьма предприимчивому семейству Акинья, чья основательница последние 60 лет, до самой своей смерти, провела затворницей на космической станции.
Но после себя она оставила очень необычное наследство, перчатку от космического скафандра, запертую в банковской ячейке, в которой хранятся несколько разноцветных пластиковых стекляшек. Здесь, наверняка, есть какая-то тайна, но вот в чем она? Что спрятала основательница рода Акинья и почему последние 60 лет она провела в добровольном изгнании. Ответ пытаются найти две белых вороны, которые всегда пытались дистанцироваться от финансово-прогрессорской деятельности семейства Акинья: Джеффри, биолог-экспериментатор, изучающий когнитивное мышление африканских слонов и Санди, художница, живущая на Луне. Но чем дальше заходит их расследование, тем больше внимание сильных мира сего оно привлекает. И очень быстро они оказываются в центре интереса самых различных соперничающих сил о организаций.
На этот классический приключенческий сюжет автор нанизывает просто невероятное количество фантастических идей, казалось бы сеттинг ближнего будущего должен автора ограничивать, но как бы не так: текст получился даже более насыщен интересными авторскими находками и деталями, чем его же "Пространство откровения", посвященное куда более далекому будущему. Здесь и развитие идей дополненной реальности, генетическая модификация видов, осуществляемая человечеством панспермия, неконтролируемая автоэволюция (которая, кажется, уже заходит слишком далеко), неожиданные находки при изучении ближнего космоса и много чего еще - я не перечислил, наверное, и десятой части.
Обычно, слабым местом книг Рейнольдса является концовка, но и здесь мне не к чему придраться. Роман может читаться и отдельно (и тогда он имеет прекрасный открытый финал - все сюжетные ружья выстрелили, но открывшиеся перед человечеством возможности дают огромный простор для фантазирования), и как часть чего-то большего, пролог к следующим книгам.
И мне очень интересно, как автор разовьёт свою вселенную.